Итак, 30 апреля в 4 утра стартовала весенняя поездка в Абхазию.
Изначально нас было 3 машины. Парни на YJ ехали до Краснодара с нами.
Москва отпускала не охотно с сильным туманом.
Дорога до Воронежа была вся в ремонтных работах и пробках из-за чайников, которые умудрялись биться даже в пробках так рано.
Устали, что и сказать тащиться.
До Воронежа был неплохой участок платного шоссе км этак 40. Стоимость 55р днем для легкового авто.
Сам Воронеж нас встретил в лице Романыча просто шикарно! Самовар и бутерброды вернули нам и силы и настроение!
Доехав ночью до Ростова заночевали на стоянке фур и утром начали собираться в путь опять.
А вот и первая точка — Краснодар!
Успевали снимать на камеру даже так.
Встретились в Краснодаре с Васико и оценили его новый ренглер.
Нас угостил в местном заведении, все было безумно вкусно!
После завтрака поехали посмотреть дольмены по пути наблюдая природу Краснодара.
Запарковавшись у парка пошли на осмотр дольменов.
Вот первый из них, к сожалению, названия не стал запоминать, у каждого из них есть свои названия и смысл. Жаль, что место туристическое.
Пример энергетических тетушек у дольмена.
Этот особенно красив, не было задней стенки .
Посетив Дольмены, мы остановились в одной чудной кафешке с Васико и парнями на ренге, которые с нами ехали из Москвы в Краснодар.
Обсуждение впечатлений за чашечкой чая, кстати, там вкусное хачапури.
А дальше снова долгая дорога до границы с Абхазией.
Между Краснодаром и Сочи есть достаточно утомительный участок с кучей перевалов, общее расстояние примерно 300-350 от Адлера до Краснодара.
Большая часть дороги была в виражах, которые местные пролетают, по-моему, на 100не, мы же ехали не спеша. Так же там много следов на разделителях и скалах, что об них уже оттормаживались.
Все это крайне утомляло и дорога заняла не меньше 5 часов. Более того, ночью это становится еще веселее).
Правда, попадались и красивые мосты, например:
Прибыли на границу в районе 23.30, нас заставили частично разгрузить машины на таможне, что нам уже не понравилось, т.к. сборы бы заняли обратно много времени, в итоге компромисс был достигнут и мы двинулись по Абхазии в сторону Сухума.
В Абхазии действует комендантский час с 22 до 06, на каждом посту ГАИ останавливают машины и переписывают данные. До Сухума было 5 постов, что так же не способствовало быстрому темпу передвижения.
В Сухум прибыли в районе 2х ночи, переночевали у друзей Ашеса.
Кстати, мы всегда готовим наклейки к поездкам, на этот раз они выглядели так (нижняя), а сверху еще с первой поездки в Карелию 2009 года. Наклейки помогают наладить контакт с людьми — они с удовольствием рассматривают, куда мы собираемся.
После завтрака прогулялись по Сухуму.
Конечно, после серой Москвы — это другая планета в зелени.
А вот и наш главный штурман, он же фотограф-оператор Александр «Бендер», оцените снеговика и снег на стеклах за ним. В мае.
Прогулявшись по Сухуму, вернулись к базированию машин и занялись небольшим ТО.
Собственно, вернувшись в Сухум, попытался понять, почему у меня одна доп. фара на бампере не светит, была проблема с массой, но решили отложить ремонт на попозже.
Поехали в ущеле Каман с нашими Абхазскими товарищами.
В целом дорога туда вполне нормальная, но есть один нюанс, который несколько напрягал.
Тут были жесточайшие бои 92-93 да и последняя война не прошла даром.
Основной целью было святое место с точки зрения истории.
Добрались до святого источника.
Рядом с ним протекает красивейшая река, к сожалению, не помню названия.
В то время, как члены команды причащались, так сказать, я занимался экстракцией задних амортизаторов, т.к. они погибли.Виновата летняя Карелия, тогда один аморт оторвался, и нагрузка легла на второй, в итоге они погибли оба. Я полагал, что они Абхазию переживут, но, увы, пришлось ездить без них, как на барже с раскачкой.
Рядом с этим ключом стоит монастырь.
А там есть очень интересный плакат.
На котором сказано про мины — это и есть нюанс, поэтому с красной тропы мы никуда не сворачивали.
Добравшись до огромной лестницы на холм, мы начали подъем.
Это был долгий подъем, т.к. ступенькам там нет счета.
Очень интересна легенда этой лестницы, ее варили два человека целый год! Еще быстро управились.
А вот и наша цель — место третьего обретения головы предтечи Иоана Крестителя, который крестил Иисуса.
Вообще, я понял, что все святые места должны быть надежно и далеко спрятаны, чтобы добравшись до них, устав сильно, ты осознал всю священность этого места.
Абхазы очень верующие православные люди.
Вернувшись к джипам сделали фото на память, на котором есть наш товарищ из Сухума Дионис.
А дальше была дорога к озеру Рица.
К озеру Рица мы добрались ночью, кое-как найдя более-менее приличный съезд. Естественно, тут уже были туристы. Велобайкеры из подмосковья и Калуги. Они летели до Адлера и дальше своим ходом. Отличные парни, мы с ними еще 2 раза виделись в Абхазии.
Погода не задалась и пришлось тент натягивать, хоть выспались нормально в палатке.
Рядом с озером развалины дачи из советских времен.
Утром мы прогулялись вдоль реки и половили рыбки.
Улов был небольшой, но уха вечером получилась, да и велобайкеры были успешны в рыбалке.
Пройдя по мостику из дерева к берегу Рицы
Так прошел день, а вечером мы решили затопить баньку и искупаться в ледяной Рице. Велобайкеры тоже оценили затею.
На следующей день мы решили ехать в деревню Псху, что на высоте 2400м, но для этого надо было ехать дорогой от Рицы, а мы решили ехать через Гудауту и потом на север.
Дорога от Рицы проходит по красивейшим местам, которые ночью не были видны.
К сожалению, когда мы набирали воду из источника в горе, это потребовало минут 10-15 и за это время забыл, что перед моей машиной обломок скалы, естественно, из-за машины его и не было видно. В результате подвинули камень.
Наш путь после Рицы был проложен к высокогорной деревне Псху.
Но для этого надо было вернуться обратно к морю и через Гудауту подниматься в горы.
По дороге к морю мы наблюдали безбашенных рафтеров, я бы не рискнул там сплавляться, но их это не беспокоило. Кстати, тех, кто сплавляется — очень много в Абхазии.
Остановились у Гегского водопада.
Тонели в Абхазии монументальны — что не тонель, то бункер на случай ядерной войны.
Проехав Гудауту пошли на север.
Но проехав населенные пункты пришлось сделать останку, т.к. ренглер Ашеса начал закипать, нашли течь из под крышки радиатора. Долив жикдости, двинулись дальше.
Мы шли рядом с руслом реки, судя по ширине, когда тают снега тут бывает весело.
Чем дальше в горы — тем веселее, первое бездорожье.
Наконец мы добрались до самой реки и ее нужно было переезжать, большие сомнения нас одолевали, нужно ли туда лезть, т.к. человека сносила на середине и не было видно дна, а камней там было предостаточно. В итоге бросили монету — выпал орел, значит поедем.
Связав ренги тросом, перебрались через реку, мне скрывало колеса, а Ашесу — переливало через капот. Течение достаточно сильное, опасались, что может развернуть на середине, чего бы не хотелось. Видео форсирования брода будет позже.
Кстати, рядом с бродом был найден интересный пенек с гильзами.
На вершине холма можно заметить камень в виде человеческой ступни (крупная картинка доступна при клике)
Дальше начался натуральный rock crawling, чего мы немного не ожидали.
Иногда приходилось особо большие камни выковыривать, чтобы проехать.
В итоге мы добрались до середины пути и дальше дорога заканчивалась для нас, мы бы там не проехали никак, сильно здоровые валуны были на лесовозной тропе.
Было принято решение остановиться здесь, заодно наткнулись на горных пастухов, чему и мы и они были сильно удивлены. Вечер прошел у костра и с абхазскими прохладительными напитками, что способствовало интересной беседе и хорошим тостам!
Как уже говорил, мы заночевали рядом с пастухами Рустамом и Димой, мировые парни!
Их стоянка, за ними видна гора, за которой собственно Псху, жаль, не достижимая для нас в этот раз.
Стадо горных козлов и коз. Так же у них есть коровы.
Кстати, пастухи нас угощали медведем, скажем так, очень на любителя, жесткое жуть)
Были и такие гости рядом с нашей стоянкой.
Утром пошли прогуляться-осмотреться, Рустам нас сопроводил с ружьем, мало ли какие звери бывают в горах.
Поднялись еще повыше, перешли реку.
Точнее кто-то по бревну перешел, а я переползал, страх высоты взял свое)
Дальше была обратная дорога к цивилизации.
Вернулись в Новый Афон.
кстати, у побережья стоят наши военные корабли
Зашли в хорошую Пацху, естественно местные кошки сразу поняли, кто их подкормит
Все было очень вкусно, налопались от души.
После ужина посетили Новоафонскую пещеру. Туда ведет местный филиал московского метро.
После пещеры мы поехали обратно в Сухум и встали на пляже, какого же наше удивление, когда в 3 утра нас разбудили мигалки, сотрудники милиции попросили вежливо проехать ради нашей безопасности на пост ГАИ, чтобы мы спали там, а то тут могут своровать магнитолу…они были очень убедительны и дебаты провалились.
Последним пунктом нашей поездки стал Верхний Келасур, он находится по дороге на Цибельду и оттуда уже на Север, как всегда) Нас всегда тянет на Север.
Дорога после Цибельды напоминала порой джунгли.
Можно отметить, что по этой дороге, согласно карте, было много сел, но в реальности от них не осталось порой даже руин — все стерто с лица земли войной.
И в целом можно было бы назвать очень простой, если бы не два момента.
Первый — затяжной глиняный подъем метров 300 изрытый кем-то, я насчитал колей штук 6.
Я его преодолел с 1.5 попытки, застряв на самом верху, но сдав немного назад, смог тронутся и проехать до твердой поверхности.
Ашес же попробовал первым проскочить ходом, но доехал лишь до середины и пришлось спускаться задним ходом, чтобы на твердом грунте одеть цепи. На видео Ашес прыгал из колеи в колею как тушканчик.
Вторым пунктом стал хлипкий мост над Чертовым ущельем, как называют местные это ущелье.
Река, протекающая по ущелью.
Сам мостик над ущельем, говорят глубина от 30 до 50 метров. Не могу сказать, сколько точно, но не мало — факт, падать было бы больно и долго.
Я попробовал помалу проехать по мосту, но колеса стали проваливаться вниз, в итоге я дернулся назад без предупреждения, а Ашес подпер меня и вышел из машины. Мелкое ДТП. Естественно, версии у нас различаются, кто виноват. Из потерь — у меня оторванный госзнак, но потом на место все поставили, а у Ашеса — помятый ролик у клюза.
Тем не менее, мост был преодолен ходом, но прыгающие бревна под колесами добавили адреналина.
Нашей целью была семья Киряка и Джульеты, которые живут в горах и восстанавливают монастырь собственными силами.
Семья оказалась очень радушной и нас приняли просто как своих! Кормили кабаном, мамалыгой, вкусной аджикой, греческими оливками, долмой и вкуснейшим абхазским вином, не обошлось и без кофе на костре.
Так мы провели вечер.
Кстати, двор их небольшой, ездят на боевом уазике.
Свинята постоянно чесали брюха об мои колеса, да цепи Ашеса.
На утро мы отпраздновали день рожденья Иры, пассажира Ашеса и тронулись с гор вниз.
Кстати, заезд к Киряку не очень простой, на фото у нас есть только как мы спускались. Дорога больше похожа на русло реки, сначала идет скользкая каменная поверхность, а потом неплохая колея.
Мост обратно проезжали более спокойно, чтобы бревна не падали вниз.
А дальше была долгая дорога домой. В первый прием добрались до Адлера потратив не меньше часа на границе, нас заставили все выгрузить, хотя мы активно сопротивлялись этому.
В Адлере Ашес нас пригласил переночевать в отель. Грязные, в глине с запахом костра и жареного медведя мы завалились в отель. Думаю, что нас надолго запомнят, особенно уборщица.
А потом без амортов практически нон-стопом от Адлера до Москвы покрыли 1650 км за 30 часов без моих задних амортов. За 300 км у Ашеса начались проблемы с топливной подачей, но чудным образом все решилось, похоже была проблема с контактом в фишке на бензонасос.
Прощай Абхазия! Люди — самые радушные, которых встречал! Ради них и Гор стоит вернуться!
Путешествие длилось 10 дней, было сожжено 467 л бензина, прошли ~ 4000 км, средний расход 11.7л на 100 км.
Спасибо моим товарищам, что были в этой поездке!
Красиво ! Тоже хочу в Абхазию как-нибудь съездить, но не в 1 машину как в Крым )))
Знаешь, это все реализуемо. Но в Грузии интереснее кмк.
А уж каа ты так лучше бы пореже ездить. Дорого выходит. Очень.