Идея съездить на Кольский п-в снова и на Рыбачий в частности у нас витала давно, как никак в 10м году мы прокатились в мае по снегам и интересно было, как Север выглядит в цвете.
В этот раз у нас немного изменился состав, к сожалению всей команды, Ашес не смог поехать, но присоединился его товарищ Александр на Крузере Прадо.
Итого мы ехали 3мя машинами (прадо, джимник и патрол), 4 человека, естественно в джимнике ехало двое.
Пятничные сборы на даче, а утром старт.
Наклейки наклеены, можно ехать!
Дорога на Север для нас привычна и знакома. В Вологде встали в пробку и пободались с москвичами, ездящими по обочине. Интересно, они правда думали, что Ауди Q7 забодает силовик патрола?!
После вваливания сотки по грейдеру дождался всех.
Наша первая стоянка на перевалочном пункте в 1000 км от дома.
Следующий день у нас был запланирован под посещение Кивача с контрольной скупкой драгоценностей , а так же встречей в Медвежьегорске с нашим давнишним другом на боевой буханке! Вован, привет!!!
Мы добрались до водопада Кивач.
Сам водопад даже не выкладываю, его уж столько раз все видели)))
Контрольная закупка хрусталя и жемчуга была осуществлена , даже для себя кое что присмотрел. Собираю всяческие интересные, на мой взгляд, амулеты.
Например, на Алтае мы нашли скандинавскую тематику.
По пути к Медведгоре было решено заехать на Гирвас, однако дамбу закрыли и водопада не получилось.
Пока парни с Ксюхой ходили фотаться, принимал солнечные ванны.
После обсуждения новостей поехали в сторону красивого пляжа недалеко от города. Он оказался пуст и мы его тут же заняли.
В этом месте Онега очень мелкая, для тех, кто плавать не умеет)
Вечер прошел за интересными байками и беседами.
Ближе к полночи Вован поехал в сторону дома, а мы завалились спать.
Утро же немного омрачил инцидент с 20л канистрой, которая экстренно эвакуировалась с багажника на капот патрола и оставила памятный шрам.
Но ничего, сильнее будет!
После Медвежьегорска у нас в плахах были Хибины, однако, расстояние немалое и мы разбили на несколько дней маршрут.
Остановка у отметки Полярный круг.
Да, подизгадили местечко всяческими надписями, менталитет, однако.
Ремонт в Лоухском районе был немного жесток, как Лекса преупреждала, но уставшие добрались до озера Имандра.
Утром, перекусив, двинули дальше в Хибины.
Доблись до Кировска и Аппатитов без происшествий.
Базу МЧС мы решили вычеркнуть из списка достопримечательностей сразу, и демократия постановила двигаться к озерам. Ну к озерам, так к озерам) изначально дорога вдоль Умбозера не доставляла особых проблем за исключением упавших деревьев.
Потом мы выбрались на более широкую часть.
А дальше уперлись в ГОКи и дорога дальше перестала существовать, хотя треки и навигация говорили об обратном, видимо, что-то поменялось тут за года 3-4. Эх, было решено вернуться чуть обратно и встать на озере, которое видели по пути.
Комары атаковали, и все спасались, как могли.
Кто оделся по полной.
А кто и не гнушался костром в итоге.
Этот гербарий, если так можно назвать, мы вытащили из интеркулера Прадо, интересная подборка.
Следующим пунктом нашей экспедиции было Сейдозеро, одно из самых загадочных и священных месте Кольского п-ва. Забронировав заранее катер с Ловозера по гуманным ценам, мы вспомнили, что на 4х человек у нас одна двухместная палатка, поскольку остальные двое спят в машинах. Где наша не пропадала, будем ночевать и под открытым небом, лишь бы попасть туда.
Населенный пункт Ловозеро находится 80 км восточнее федералки Питер-Кола.
Архитектура в тон шаманизму и сакральным местам.
Нашли очень вкусную столовую в Ловозере, где отобедали.
Заинтересовала надпись в столовой.
Дальше путь в Семерку и все, ждем наш катер.
Удивительно, но приход катера никто не сфотографировал, однако дорога по Ловозеру (озеро, а не населеный пункт) была удивительна!
Добрались примерно минут через 40, все-таки моторчик-то 90 лошадей на катере! Капитан, ай-ай, сэр! Очень колоритный персонаж, мы в восторге.
Теперь топаем к Сейдозеру через перешеек, отделяющий Ловозеро и Сейдозеро.
Через 2 км, примерно, добрались до избушки егеря, где нас переписали и отправили с миром дальше. Кстати, егерь вспомнил знакомую тату-мастера Олесю, которая была здесь в июне, и сам имеет немало татуировок. Мир тесен.
Недалеко от избушки егеря есть чумы для ленивых или боящихся природы, хотя если уж сюда добрались, то чего боятся.
Наш путь лежал по северной части озера, хотя надо было идти по южной, там огромный песчаный пляж. Мы же встали на первом каменном пляже.
Хотелось бы отметить, СейдОзеро -священное место саамов, лопарей, и местные стараются его не тревожить, оно покрыто легендами, многим здесь страшно, бывает и люди пропадают. Просто относитесь с уважением и почтением к природе, чужой культуре и обычаям, будьте людьми…и тогда Вас никто не тронет и Вам будут рады.
Следующие фотографии про Сейдозеро. Просто посмотрите на него, погода в горах меняется очень быстро и старик Куйва то гневится на туристов, то успокаивается…. на одной из фотографий он хорошо виден.
Старик Куйва прекрасно виден в ясную погоду с нашего берега Сейдозера.
Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях данный персонаж неизвестен, легенды о нём так же популярны именно в этом районе). Также Куйва — сейд, скала, священная для местных саамов, напоминающая о месте «упокоения» великана.
В одной из легенд Куйва выступает в образе «швета» — тролля или великана, вместе с сообщниками напавшего на саамов, обложившего их данью, но затем загнанного в западню в результате восстания «стариков» (в саамском фольклоре не принято говорить о медведе, а равно о шамане).
Есть ещё одна легенда, где Куйва уже не тролль, а предводитель чудинов, врагов саамов, приходивших с юга и грабивших лопарей. В этой легенде Куйва одним ударом убивает нескольких человек. Возможно, где-то в районе скалы Куйвы имело место удачное для саамов историческое сражение с некими врагами.
С Куйвой связан также мотив «саамаской (лопарской) крови», «крови наших стариков» — якобы окрасившей в красный цвет некоторые почитаемые камни в Ловозерской тундре.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B2%D0%B0
Нам предстояло провести на Сейдозере еще почти двое суток.
Как уже было упомянуто, на четверых у нас была одна двухместная палатка, поскольку половина людей спала в машинах.
Чтобы укрыться от дождя, мы взяли тент и сделали из него шалаш.
А какой же лагерь без костра. Деревья в лесу рубить не стоит, а тут и подавно, поэтому мы нашли пень, который послужил нам источником дров.
В целом, не учитывая неровность рельефа, можно приемлемо спать.
Поскольку озеро окружено скалами, погода меняется тут крайне быстро и непредсказуемо.
Команда сушилась у костра и в шалаше.
Через какое-то время мини-костер с кольскими благовониями был организован и перед шалашом. Комары, конечно, отступили, но и люди в шалаше не задержались надолго.
Природа располагает к обретению гармонии и размышлениям обо всем, о чем хотелось подумать в спокойной отрешенной обстановке.
Наш главный рыболов поймал озеропродукты, которые тут же были приготовлены на костре.
Время тикало тик-так, тик-так, но надо и подкрепиться, благо с собой мы взяли достаточно еды!
Особо морозоустойчивые особи плескались в озере, вроде Старик Куйва был не против.
Полярный день — интересная штука, но спать не мешал! Фото сделано в 3 часа ночи.
Луну, к сожалению, проморгали сфотать.
Так прошло отведенное время на Сейдозере, и нам надо было собираться в обратный путь, в 12 нас должен был встретить катер из Семерки.
До Ловозера мы добрались достаточно быстро, прошли примерно 5 км.
Подождали около часа на берегу, т.к. вышли с запасом времени.
Катер пришел вовремя и мы выдвинулись в сторону Семерки за нашими машинами.
После возвращения с СейдОзера наш путь лежал на п-ов Рыбачий. До Мурманска долетели быстро, и свернули на Норвегию.
К нашему удивлению в Титовке пост закрыт.
Свернули на Север на грунтовку после поста. Повеселились и снова в путь). Как никак Лексе тащили солярку, писала, что у них все плохо с этим, не хватает.
По пути встретили веселых патрулеводов из Москвы, получили раритетную наклейку Встреча Патрулеводов Севера, отметили это и дальше поехали.
Наша табличка на беседке перед перевалом чуть смещена, но осталась — приятно!
Перевал Муста-Тунтури, по сравнению с 10м годом — автобан, так что его мы даже не заметили, только расход увеличился немного.
Летом очень красиво здесь, не то что в снегах ковырятся, как мы прошлый раз!
Обелисков на Рыбачьем — много, вечная память Воинам!
Осилив перевал, отметились на фото и дальше едем.
Залив Баренцевого моря. Привет Рыбачий!
Ехали самым коротким путем вдоль юго-западного берега на мыс Немецкий.
Проскочив по берегу Баренцевого моря, обнаружили комплектующие моря в бамперах и защите.
Был участок с широкой рекой не рекой, пришлось поплутать в поисках объезда.
Перед самим мысом Немецкий у части я умудрился хорошо засесть в болото, так мы спешили обустроить лагерь. А вообще, нечего срезать дорогу — мораль сей истории такова.
Вояки с части начали нас фотать и мы выстроились свиньей для эффектного снимка, негоже нас застрявшими фотать.
Вернувшись на дорогу и обогнув военную часть с Севера, удивительно, правда, как же еще обогнуть, на Севере только так.
К часу ночи мы добрались…Северный ледовитый перед нами, лагерь разбили…можно и спать.
Весь следующий день мы провели на мысе Немецком.
Утро было достаточно хмурым и не предвещало ничего хорошего.
Океан неспокоен и как бы намекает, что делать нам тут нечего.
Бродя по берегу натыкаешься на множество пустых емкостей из под шампуней, по началу кажется, что все сюда мыться приезжают, видимо, поближе нет мест, но потом обнаруживаешь, что емкости-то не наши, а норвежские и финские, прибоем приносит.
Скальные образования на берегу поражают своей необычностью.
Можно встретить и большие жилки мрамора.
Во время отлива можно ходить мыть посуду в сам океан, чего не сделаешь во время прилива, циклы идут около 6 часов.
Мы твердо решили окунуться в Северном Ледовитом, а значит — время купаться, пока не начался отлив. Вода достаточно холодная, но пересилить себя можно) Питерцы, проезжавшие рядом смотрели на нас, мягко говоря, странно.
Вещи сушили на леерах и шноркелях — удобно
Днем пошла рыбалка и Александры наловили трески.
Тем временем созерцал мир либо был погружен в раздумья.
А Ксения исследовала близлежащий новый маяк.
И домик маяковеда, за что чуть было не был съедена собакой, пришлось эвакуировать ее на крузаке
Потом были показательные выступления.
Так же нашли недалеко от нашей стоянки неплохую бухточку, но желания купаться почему-то не возникло снова.
А ночью приехали парни из Москвы на тойоте рав4, и утром не завелись, но эта совсем другая история. Об этом дальше.
Утро сразу не задалось.
Парни на рав4 залили вчера на турбазе чего-то из бочки якобы с 95ым и все, привет.
Две итерации по просушке свечей и о чудо, ОНО чадя завелось.
Они несколько необдуманно решили ехать с нами, что ж, не бросать же их. Дорога обратная вдоль берега не пошла, т.к. время было прилива, да и дожди сделали неприятным несколько бродов, решили ехать другой дорогой, но она оказалась еще веселее. Не зря джипперы нам сказали, что проедем с ними, но с ума сведем.
Было и такое.
В какой-то момент мы подумали, что дальше они не проедут, но деваться им было некуда. Надо отдать должное пилоту рава, он стоически продирался за нами.
Пока ждали нашу пузотерку, нашли мох в виде орла.
Добравшись только к 3м часам на базу, мы перекусили, а парни пообещали купить нормальный внедорожник, когда вырастут.
После возвращения к Титовке, Сашка на Прадо вернул амортизатор на место,а мы наблюдали за этим.
Дорога до Мурманска была омрачена страшной аварией с участием байкера…машина в кювете, а он на дороге, прикрытый…ехали долго молча…ужасно.
В Мурманске пополнили наши запасы.
Следующей целью у нас было Устье Варзуги с ее знаменитой пустыней.
Недоехав примерно 100 км до Кандалакши, заночевали справа от трассы.
Ксюха с Бендером подрали краба, а водители большегрузов уже спали.
Следующим днем добрались до Кандалакши без происшествий.
Наш путь лежит на устье р. Варзуга вдоль северного берега Белого моря.
После Кандалакши дорога местами так себе, а местами вполне сносно.
После Умбы дорога сходит на нет и дальше грейдер до самой деревни Варзуга приемлимого качества, думаю, что скоро там будет асфальт.
Нам надо к Белому Морю!
Дорога перестает быть томной.
Сказано к морю, значит — к Морю!
Расход на мокром песке был под 30-40 л солярки на 100 км, с ужасом наблюдал за стрелкой.
Ох, и покатались мы по берегу моря, за такие эмоции я люблю наши путешествия, это дорогого стоит!
Едем по берегу моря!
И как тут люди сельским хозяйством занимаются, я чуть не застрял посреди деревни на заднем приводе.
Встали за пару километров от деревни в сторону Варзуги, можно сказать, что стоянка была в пустыне.
История ее образования банальна, при Петре I вырубили корабельные сосны в начале 18в. и песок с Беломого моря захватил свое.
Днем Ксюха и Бендер сходили к Белому морю.
А кто-то протягивал калитку на патроле и пил прохладительные напитки.
Вечером додрали оставшегося краба.
А так же обнаружили следы вдоль берега…Кто бы это мог быть.
Ночь на Варзуге выдалась крайне неприятной, поднялся сильный ветер, в следствие чего, палатка с людьми стала улетать. Бендер и Ксюха из палатки эвакуировались с экстренной ловлей и сбором палатки на скорость ночью, а мы пытались заснуть в машинах, они же присоединились к этой идее в джимнике.
Раскачивающийся 3х тонный патрол настораживает и не способствует крепкому сну.
Температура за бортом была не жаркая. Плюс дожде-снег и ветер добавлял романтики, не сталидаже завтракать.
Добравшись до берега Белого моря, усадив джимник и почти застряв на патроле, решили идти вдоль дороги…жаль, лодку не взяли.
Дорога долго ныряла в лужи, где мне порой по капот было, но скоро добрались до грейдера на Умбу и Кандалакшу, соответственно. А там и простая дорога.
В какой-то момент в лесу, мы порвали колесо на патроле, но близкий шиномонтаж не дал нам заскучать.
Последним крупным пунктом перед Онегой у нас был Петрозаводск, где мы поехали через город, а не объездную
Наша последняя стоянка была на Онеге, как обычно,
Дневка на Онеге отличалась небольшой температурой воздуха и жаркими кострами.
Собственно, наше небольшое путешествие подошло к логичному завершению, а поэтому , позвольте, представить Вам моих спутников.
Машины:
Круизер Прадо, чуть выше стокового, все стоковое, а ехал-то, ехал-то как!
Джимник, два дюйма лифт, 27 колеса, шноркель и безбашеный пилот за рулем)
Патрол, 33и катки, 2 дюйма лифт, силовики и шноркель. Предполагался как эвакуатор по причине наличия лебедки. Правда на Рыбачем больше меня таскал Прадик.
Кстати, у всех почти одинаковый клиренс до мостов.
Люди:
Александр, он же эрудированный-походник-прадовод, с нами впервые, но не в последний раз.
Бендер, бесменный штурман-навигатор, он же человек-камера и человек-оператор, сасквачовед и сасквачовод.
Ксения, безбашенный пилот джимника, покоритель Северного Ледовитого.
И, собственно, ваш покорный слуга.
Вы еще не поехали путешестовать, тогда мы идем к Вам!
По итогам проехали 5145 км, ср.расход на патроле 12.98 л. на 100 км