Грузия сентябрь 2014

Много было разговоров про Грузию, про Дарьяльское ущелье, которое засыпало несколько раз в конце августа, поэтому проработал маршруты в Крым и на Южный Урал, но все-таки звезды оказались благосклонны к нам и эта поездка состоялась в отличие от поездки 2013 года, которую можно было назвать разведкой.

В этом году состав команды и формат путешествия были изменены. Из тех, с кем я раньше ездил никто не смог поехать осенью, к сожалению. Я был готов ехать и один, но появился Миша на Тойота Такома, которому был в новинку такой формат путешествий, поэтому после пробного выезда решили ехать вместе.

Другой момент — дети и семьи, их было решено оставить в курортной морской части Грузии, а самим обследовать горные районы: Сванетия, Тушетия, Аджария.

Дорога от Москвы до Грузии была разбита на 2 дня. Москва-Ростов и Ростов-Боржоми.

Первый день прошел достаточно хорошо, до Ростова мы добрались оперативно, но пробки в Ростове задержали нас на 1.5-2 часа и встали в ст. Кущевская.

Второй день до границы преодолели так же быстро, но на границе столкнулись с большим количетвом автотранспорта, что нас задержало на 3 часа минимум даже учетом того, что у нас маленькие дети в машинах. Перевал Крестовый оказался весь в асфальте и былое бездорожье нас уже не тормозило, поэтому в Боржоми прибыли к 9 вечера изрядно уставшие. В Боржоми нас ждал хороший знакомый, бывший глава муниципалитета (если кому нужно остановится в его гостевом доме — пишите)

Третий день у нас заняла дорога в Гурию и обустройство семей у моря.

После обустройства Патрол и Такома выехали в сторону Сванетии. Хочу отметить, что на борту Такомы был 4х летний путешественник Алексей.

gruzia1_1

Кольцо по Грузии вышло не от Жинвали, а от Моря, но бешеной собаке десять верст не крюк.

Первой целью была Сванетия со знаменитыми башнями и суровыми Сванами — обитателями Сванетии.

По пути в Сванетию смотрим водохранилище Ингурской ГЭС.
gruzia1_2

В Местии мы дозаправляемся на всякий случай и идем к селу Ушгули (Высота 2200 м) — самому высокогорному селу Европы после Куруша (Дагестан).

Вид около Местии.
gruzia1_3

Трактор и Зажигалка.
gruzia1_4

Перевал к Ушгули не вызвал особых проблем, приемлемого качества грунтовка.

Село Ушгули
gruzia1_5 gruzia1_6

Типичная Сванская башня.
gruzia1_7
Исследовав Ушгули мы начали искать место для лагеря, причем сделать это нужно было быстро, в горах темнеет очень быстро. Остановились на лугу выше основной дороги.

Виды вокруг лагеря были умопомрачительные. Забегая вперед — это единственное место в Грузии, где я видел в это время года ледники.

gruzia1_8 gruzia1_9

Утренний лагерь.
gruzia1_10

Дорога на Ушгули.
gruzia1_11

Всю ночь в горах шел дождь и сверкали молнии, обдумав перспективы решили спускаться из Сванетии, но не обратной дорогой, а через Лентехи. Для этого нам надо было ехать дальше, но в каком состоянии дорога мы не знали — решили рискнуть.

На верхней точке перевала к Лентехи.
gruzia1_12

Видимость в облаке.
gruzia1_13

К сожалению, ледники были скрыты облаками.
gruzia1_14
По пути к Лентехе нас обогнали два мотоциклиста из Чехии на эндуриках. В дождь это выглядело круто — парни молодцы.

Дальше наш путь лежал в Хевсурети.

Переночевать по пути остановились на Жинвальском водохранилище. Эта стоянка нам еще послужит перевалочным пунктом.

Жинвальское водохранилище.
gruzia1_15

В высокогорном районе Хевсурети нашей целью был старый город Шатили, крепость Муцо, а так же Ардотское ущелье.

Виды в Хевсурети.

gruzia1_18 gruzia1_17 gruzia1_16

Стадо овец на горном склоне.
gruzia1_19 gruzia1_20
После перевала (Медвежий Крест 2700м) наш путь лежал к старому городу Шатили.

По дороге нашли сторожевые башни и небольшие крепости.

Отлично сохранилась.
gruzia2_1

Менее сохранившиеся.
gruzia2_2

Дорога изобилует красивыми местами, к примеру водопад.

gruzia2_3

Собственно, мы добрались до Шатили, старый город.

gruzia2_4 gruzia2_5 gruzia2_6 gruzia2_7

Шатили со стороны границы.
gruzia2_8

Шатили — хевсурский поселок, знаменитый своей фортификационной архитектурой. Причем в данном случае мы наблюдаем не отдельные башни, а нечто комплексное, фактически целую крепость, причем нетривиальной конструкции. Как правило, все горные села Грузии имели те или иные укрепления, но самые крупные строились на пограничных участках. В данном случае поселок находится на границе с Чечней, поэтому здесь все серьезно. Поэтому же он обращен фронтом на север.
http://travelgeorgia.ru/89/

Сотовая связь в Шатили есть (Магтел), а Билайна нет.
После Шатили есть выход к российской границе, но перехода там нет. Дорога ведет в Чечню. С обеих сторон стоят пограничные войска.

Дальше наш путь лежал к крепости Муцо. Она сейчас находится на стадии реставрации, выполнена из слоистого камня, который, естественно, добывают из соседних скал.

Муцо — заброшенное село в ущелье реки Ардоти. Когда и зачем люди ушли из него — неизвестно. Уже в 1931 году в нем никто не жил, и в это время Муцо упоминается как «мертвый город». Его называют то селом, то крепостью, то городом. Муцо немного скромнее размерами, чем Шатили.
http://travelgeorgia.ru/334/

По факту, Грузия превращает Шатили и Муцо в туристические места.

Муцо снизу.
gruzia2_9

У крепостных стен.
gruzia2_10 gruzia2_11 gruzia2_12 gruzia2_13

Вид с крепости.
gruzia2_14

Река рядом с крепостью.
gruzia2_15

Одиноко стоящая башня, троп к ней не нашли.
gruzia2_16

Вид из прорехи в крепостной стене.
gruzia2_17

Осмотр крепости занял продолжительное время, а время близилось к вечеру, пора искать место для ночевки.

Двинулись дальше по Ардотскому ущелью в сторону села Ардоти. Рядом с ним и заночевали.

За Муцо мы встретили пост грузинских пограничников, они поинтересовались в какую сторону мы поедем и пожелали удачи.

Ардотское ущелье и село Ардоти (слева на горе).
gruzia2_18

Ардотское ущелье в сторону к Чечне.
gruzia2_19

Дом со стеклопакетами в Ардоти.
gruzia2_20

Можно отметить, что в этом регионе очень много троп к Чечне, и полагаю, что местные ездят на лошадях или ходят пешком друг к другу в гости.
После Шатили наши дороги с Мишей разделились. Он с сыном вернулся в курортную часть Грузии, а я направился в Тушетию. Моей целью было поселение Омало (район Ахмета).

Дорога между Жинвали и Ахмета представляет собой отвратительный участок каменистой грунтовки, местами чередующийся с кусками строящейся дороги и несколькими порциями отличного асфальта.

Сдуваться до 1.6 атм. пришлось уже на этой дороге, иначе ехать было невозможно.

По пути заехал в церковь Кветера.

gruzia3_1

Внутри церкви
gruzia3_2 gruzia3_3 gruzia3_4 gruzia3_5 gruzia3_6 gruzia3_7 gruzia3_8

Выход из церкви.
gruzia3_9

Кветера — это такое особенное место в Ахметском районе Кахетии. Обычно под этим названием подразумевают храм X века, однако на этом месте находятся так же остатки крепости, а когда-то тут был целый город, предположительно так и называвшийся — Кветера.
http://www.travelgeorgia.ru/330/

А так же — в храмовый комплекс в Алаверди.

gruzia3_10

Алаверди — монастырь и собор, официально собор Святого Георгия в Ахметском районе Кахетии. Собор является вторым по высоте в Грузии, первым среди сохранившихся средневековых соборов и самым высоким из четырех «Великих Кафедралов» (хотя храм Баграта после реконструкции стал выше Алаверди на 2 метра). Это главный и самый почитаемый храм в Кахетии, центр Алавердской епархии.
http://www.travelgeorgia.ru/407/

Подозревал, что дорога в Омало будет непростой, как никак в моих записях было указано, что требуется преодолеть перевал Абано (высота более 2900 метров).

Кстати, в советское время это был перевал Банный из-за горячих источников, которые там находятся.

По версии BBC 2013 года перевал относится к одной из самых опасных дорог мира (как узнал уже позже).

Заправился за 15 км до поворота на Омало ( Земо Алвани) на более-менее приличной заправке и двинулся в горы.

Патрол сразу начал греться на 2 скорости, а потом и на 1ой. Пришлось переключаться на понижайку и на 2 пониженной бодро двинулся вверх.

В пути еще до перевала обнаружил пещеру. Кто там живет решил не выяснять :).

gruzia3_11

Дорога запомнилась мне красивыми водопадами.

gruzia3_12

Собственно, перевал не очень длинный, но высокий. Ехал постоянно в гору с хорошим уклоном.

Вид с перевала.
gruzia3_13

Можно увидеть наклон дороги.
gruzia3_14 gruzia3_15

На перевале встретил патруль Профитроль и Форд рейнджер, парни меняли вторую запаску за день на Форде. Помочь мне им было особо нечем, поэтому двинул дальше.

Сотовая связь Билайн есть не доезжая верхней точки перевала со южной стороны.

Ближе к вершине пришлось ехать в облаке.
gruzia3_16

Информация про национальный парк Тушетия.

gruzia3_17

После перевала осталось еще 20-30 км. до Омало, причем время было уже к 17 часам. Мне пришлось поторапливаться, чтобы успеть в Омало до темноты.

Вид за перевалом.
gruzia3_18

Спускаюсь в ущелье.
gruzia3_19

На въезде в национальный парк есть база рейнджеров. Да, есть и такая служба в Грузии. Чувствуется влияние заокеанской модели устройства мира. Ее не стал фотографировать, т.к. торопился.

Это не самая удачная фотография дороги к Омало, но для меня она знаковая. Я ее запомнил как ворота в чудный мир.

gruzia3_20
По пути в Омало мне попался на глаза еще один красивый водопад.

gruzia4_1

Кстати, об Омало.
Омало — село в Ахметском районе Грузии, фактически «столичное» село в Тушетии. Когда-то здесь были все блага цивилизации: телеграф, аэродром, школа и больница. Сейчас ничего этого уже не осталось. Численность население подсчитать сложно, поскольку большинство в сентябре уезжает зимовать на равнины и возвращается только в июле. Таким образом, население есть постоянное и приезжее, а четкой грани нет. Сейчас Омало — самое населенное зимой из всех тушинских сел.
http://www.travelgeorgia.ru/430/

Пока искал сотовую связь, чтобы сообщить любимой жене, что успешно преодолел перевал и остался жив :))) Очень уж у меня она переживающая. Забегая вперед, скажу, к счастью, за прошедшие сутки без мобильной связи в Омало до поднятия на уши всех пограничных войск Грузии с ее стороны не дошло :))).

Быстро стемнело. В срочном порядке начал искать место для ночевки.
Утро в сосновом лесу было очень красивым.

gruzia4_2

Каждый день скидывал видео с регистратора и goPro. Этим утром за время копирования удалось хорошо позавтракать и размяться.

Патрол в лесу.
gruzia4_3

Процесс копирования данных.
gruzia4_4

Хоть высота и не очень большая (около 2000м), но голова у меня ночью болела.

Связи все не было, как выяснилось она пропала вчера и больше не появлялась. Это было неприятно, поскольку означало, что в ближайшее время из Омало придется обратно ехать к перевалу.

Дабы не терять время попусту решил проехать в сторону села Гиреви.

Карта национального парка
gruzia4_5

Виды захватывают дух.

gruzia4_6 gruzia4_7

Вообще Тушетия мне запомнилась большим количеством леса. В двух словах для меня — Карелия в горах.

gruzia4_8 gruzia4_9 gruzia4_10 gruzia4_11

По пути к Гиреви остановился у села Дартло.

gruzia4_12

Сторожевая башня в Дартло.
gruzia4_13

Дартло — небольшое село в горной Тушетии, в Пирикительском ущелье на берегу Пирикительской Алазани, формально относится к ахметскому району Грузии. Знаменито несколькими старинными башнями, а так же как исходный пункт для треккинга на Хевсуретию. В селе есть развалины христианского храма XIX века.
http://www.travelgeorgia.ru/435/

Еду дальше.
Склоны усеяны стоками ручьев.
gruzia4_14

От пейзажа опять захватывает дух 🙂
gruzia4_15 gruzia4_16 gruzia4_17 gruzia4_18

На склонах попадаются сторожевые башни разной степени сохранности.

gruzia4_19 gruzia4_20

Мой путь лежал в сторону Гиреви по Тушетии.
По пути мне попадались интересные объекты:

Стоянка чабанов
gruzia5_1

Развалины сторожевых башен.
gruzia5_2

Но до Гиреви не доехал, стало поджимать время. Напомню, что второй день не было мобильной связи. Был ограничен в возможностях исследования Тушетии.

Конечным пунктом стала деревня Парсма. Дальше дорога идет в Гомецарское ущелье, а оттуда уже через перевал Андаки (2887 метров) можно попасть в Хевсуретию (Шатили и Муцо), которые посетил ранее. Можно ли это сделать на машине, пока не знаю и в одного проверять дорогу не хотелось.

Парсма.
gruzia5_3

Тушетия у Парсмы.
gruzia5_4

Пора собираться обратно.
gruzia5_5

Кстати, по дорогам в Тушетии лучше передвигаться на стравленных колесах. Патрол ехал на 1.6 атм, а нужно было больше. Почему больше — напишу позже.

Пирелли на 1.6 атм.
gruzia5_6

Путь обратно к перевалу Абано прошел быстро и без происшествий.

Техника, чистящая перевал.
gruzia5_7
Спускаюсь в облаке
gruzia5_8

После перевала что-то мерзко начало стучать на неровностях дороги. Беглый осмотр подвески проблем не выявил и было решено отложить поиск проблемы до стоянки.

Перевалочным пунктом снова послужило Жинвальское водохранилище.

gruzia5_9

Стоит отметить, что купленные арбузы в Грузии очень вкусные (где выращены не знаю), а вот с дынями не сложилось. Статистика небольшая, две штуки, но обе были не айс.

Полдник.
gruzia5_10

Подкрепившись занялся машиной. Причина стука обнаружилась довольно быстро после открытия капота.

После установки увеличенного интеркуллера капот подрезали над интеркуллером не везде, и год использования машины не предвещал ничего плохого.

От вибраций капот встретился с интеркуллером и замял в нем ряд.
gruzia5_11
Ничего критичного, но неприятно. Кромку капота над интеркуллером быстро подправил. Решил в полевых условиях ее не срезать.

Так же от движения по перевалу отвалилась клипса в двери багажника, пара клипс в подкрылке, правый брызговик, и начал страшно сопливить шланг ГУРа от радиатора. Именно поэтому надо было сдуваться больше, чтобы избежать ненужной вибрации.

От Жинвали двинулся в Аджарию через Самцхэ-Джавахети.

Самцхэ-Джавахети — область в южной части центральной Грузии, отделенная хребтами от влажной Западной Грузии. Армяне зовут ее Самцхе-Джавахк. Административный центр — Ахалцихе.
На востоке края имеются холодные плоскогорья, напоминающие аналогичные в Турции, около Карса. Область граничит с Турцией и Арменией. Из шести районов Джавахетии два — Ахалкалаки и Ниноцминда, населены почти исключительно армянами. Вообще армян в области много — больше половины населения. Еще три района — Адигени, Ахалцихе и Аспиндза — это в прошлом месхетские районы. Сейчас месхетинцев здесь меньше, сказалась депортация месхетинцев-мусульман в 1944 году. Самый месхетинский район — Аспиндза, там 13 сел. В Ахалцихском районе 9 сел и в Адигенском два.
Летом в Джавахетии сухо, а на высокогорьях вроде Ниноцминдского района — прохладно и дождливо. Зимой здесь холоднее, чем в остальной Грузии, иногда случаются совсем экстремальные температуры, до минус сорока градусов
http://www.travelgeorgia.ru/37/

Честно, мне сложно представить температуру -40 в Грузии.

Поскольку крепость Хертвиси и пещерный комплекс Вардзия были осмотрены еще в 2013 году, на них акцент не делался.

К сожалению, про крепость Рабат я узнал при написании отчета. Поэтому ее фотографий у меня нет.

Не доезжая до Вардзии есть интересный монастырь Ванис Квабебе (датируется 8 веком), его иногда называют Вардзия лайт. Мне он запомнился больше чем Вардзия. Объясню позже почему.

Мой чудо-навигатор проложил дорогу не напрямую от трассы, через нормальный поворот с указателем, а не доезжая 3-4 км. через деревню. Дорога оказалась крайне увлекательной, пришлось опять стравливаться.

Кругом меня окружали Марсианские пейзажи.
gruzia5_12 gruzia5_13 gruzia5_14

Местами начинался каменный триальчик.
gruzia5_15

Местами плутал по горам.

gruzia5_16

Через какое-то время выехал к огороду, рядом с ним стояло пугало. Но пугало обернулось и бодро зашагало ко мне во всем черном с черной бородой и милитари панамкой. От такого поворота событий я поздно нажал на тормоз, и патрол, перепрыгнув валун, уселся на него порогом. Псевдо пугало оказалось монахом Георгием из монастыря Ванис Квабебе, в который мне и нужно попасть. 🙂

Монах Георгий пообещал показать дорогу если я его подвезу. Достав камень из под порога двинулись вместе. Без него найти тропинку было бы сложно, поэтому можно сказать, что нет ничего случайного.

Георгий сообщил, что они поселились в Ванис Квабебе несколько лет назад и монастырь до сих пор является туристическим местом. Государство запрещает монахам копать грунт рядом с монастырем, хотя окна они умудрились поставить в некоторые кельи.

Пещеры имеют четыре уровня.

Пещерный монастырь Ванис Квабебе
gruzia5_17 gruzia5_18 gruzia5_19 gruzia5_20

Чем мне понравился этот монастырь — здесь меньше туристов (кроме меня никого не было) и интересный монах Георгий, с которым мне удалось приятно пообщаться.
Продолжаем повествование о монастыре Ванис Квабебе.

gruzia6_1 gruzia6_2 gruzia6_3

Вид сверху.
gruzia6_4
Часовенка на верхнем ярусе
gruzia6_5

Туристы отметились как могли.
gruzia6_6

Внутри часовенки.
gruzia6_7 gruzia6_8

После отдыха решаю не останавливаться здесь, поскольку очень жарко, а двинуть в сторон Аджарии и перевала Годердзи.

Аджария — небольшая, влажная, курортная часть Грузии, обладающая республиканским статусом.
http://www.travelgeorgia.ru/36

Перевал Годердзи — своего рода ворота из Аджарии в самцхе-Джавахети. Находится на высоте 2025 метров от уровня моря, проходим с мая по окрябрь. Зимой здесь многометровая толща снега и необитаемо — все местные жители переселяются в Хуло. Через перевал проходит трансаджарская дорога.
http://www.travelgeorgia.ru/153/

В планах было встать на дневку или на самом перевале или до него.
Пока поднимался к перевалу было много хороших ответвлений в лес, которые пропустил.

Аджария.
gruzia6_9 gruzia6_10
Но решил переехать перевал Годердзи и встать за ним — это было роковым решением.

Перевал Годердзи.
gruzia6_11 gruzia6_12

За перевалом.
gruzia6_13 gruzia6_14

Дальше стоянок не оказалось совсем, сунувшись в 3-4 места, понял, что это или чьи-то огороды или выезды в деревню.

Пришлось спускаться с перевала и ехать к морю.

Стоянка в Аджарии не удалась.

После возвращения к морю, двинули с семьей в курортное место Бахмаро (район Чохотаури). Место уникальное для астматиков из-за сочетания морского и лесного воздуха. Нам же была интересна природа.

Поселок летний, гостевой с безумными ценами на жилье (1000 долларов США за сезон).

Бахмаро — главная курортная ценность района. Нечто вроде поселка размазанного по холмам на высоте 1900 метров от уровня моря, на границе леса и альпийских лугов. Очень напоминает курорт Бешуми в Аджарии. Летом сюда приезжают отдыхать от жары и поправлять здоровье. оворят, что здесь сырой, но какой-то особенно полезный воздух. Ценно как база для треккинга, ибо из Бахмаро можно уйти через горы в Хуло или в Шуахеви. Многие европейцы так и поступают. Говорят, что сыровато, но красиво
http://www.travelgeorgia.ru/141/

Бахмаро.
gruzia6_15 gruzia6_16 gruzia6_17

А дальше был путь домой в два дня через Боржоми.

Пройдено 6600 км, сожжено 864л солярки, средний расход 13.07 л. на 100 км.

Путешествуйте с удовольствием!

gruzia6_18




Добавить комментарий