Южный Урал август 2016

Поездка, путешествие, экспедиция, как назвать посещение Южного Урала. Пожалуй, путешествие. Именно формат путешествия мне ближе всего. Посещение интересных мест на автомобиле повышенной проходимости которым и является Nissan Patrol. Размеренно и с сохранением целостности автомобиля. С последним в этот раз пошло все не так с самого начала. Обо всем по порядку.
Изначально маршрут планировался на сентябрь и прорабатывался в 2014 году. Почерпнуты сведения о Южном Урале из открытых источников и от самого известного Уфимского уазовода Алексея Тулупова. Собственно, его мысли и треки легли в основу этого путешествия. Урал давно иrнтересовал меня красотой природы, и проезжая несколько раз туда-обратно, обещал вернуться и посмотреть эти места более основательно.

Просматривая позже информацию о Башкирии для себя с удивлением открыл, что Башкирия — это горная местность в том числе, а не равнинные пейзажи, как мне всегда представлялось.

Перед выездом были срочные ремонтные работы, сайлентблок в тяге панара приказал долго жить, чем и заслужил безжалостное удаление Стасом в Островцах и замену на оригинал.

Сборы представляли из себя установку спальника, которым не пользуюсь в повседневной жизни, и список «взять и распихать» на 8 страниц крупным шрифтом.

Стоит отметить, что путешествие планировалось в одну машину, что добавило осторожности в посещении ряда мест.

Удивительно совпала легализация, которая была осуществлена за день до выезда и добавила спокойствия. Стоит отметить, что никому автомобиль не был интересен с точки зрения тюнинга, и вопрос целесообразности стал витать в голове. Впрочем эти мысли быстро выветрились прохладой ночи, когда около часа ночи в пятницу мы стали выбираться из Москвы. Дорога на восток традиционно в этот день недели представляла из себя спец.участок с отсутствием движения, поэтому обходными путями мы за Кольчугино выбрались на дорогу к Владимиру.

Рассвет в районе Владимира.
ural_1
В этот раз прекрасные моменты путешествия согласилась разделить моя двоюродная сестра Наташа, которая на этой фотографии за Владимиром спит на ходу.
ural_2

Дорога на Урал представляла из себя множество ремонтов, особенно в Чувашии и самом Татарстане. Это замедляло наше продвижение.

Немного поспали у Владимира и следующая остановка была уже в Нижегородской области, где сообразив обед на скорую руку передохнули и подкрепились.
ural_3
ural_4

Заинтересовало название агрофирмы в Татарстане.
ural_5
Изрядно вымотавшись добрались до Набережных Челнов к ночи, где сфотографировали закат над Камой и поужинав упали спать.
ural_6

Собственно рядом с Челнами раздался первый звонок по поломкам. Не заметив большой лежачий полицейский мы на скорости изобразили раллийный болид и взмыли всеми 4 колесами в воздух. Естественно, нашим отличием от раллийном машины была огромная масса. Все-таки полная загрузка дала приближение к 3м тоннам. Амортизаторы радостно отработали полицейский и были готовы к дальнейшим приключениям.

Рано утром выехали из Татарстана в Башкирию.
ural_7

Первым местом, которое мы хотели посетить — это Инзерские зубчатки.

Инзерские зубчатки — горный хребет на Южном Урале. Находится на территории Белорецкого района Башкортостана.
Инзерские зубчатки относится к хребтам Башкирского (Южного) Урала. Назван по реке Инзер и резко выделяющимся скалистым вершинам («зубцам»), которые протянулись на несколько километров. Хребет растянулся субмеридионально с северо-востока на юго-запад в междуречье Большого Инзера и Тирляна в Белорецком районе Республики Башкортостан. Длина хребта — 10 км, ширина около 3 км, абсолютная высота — 1161 м. Состоит и трех частей с седловинами.

Состоит из кварцитов, кварцитопесчаников зигальгинской свиты среднего рифея. Главная достопримечательность хребта — зубцы или скальный цирк в северной части хребта. Ландшафт с высотной поясностью: елово-пихтовые леса, редколесья, высокогорные луга, горные тундры.
Ссылка на Wiki

Заезд к зубчаткам выглядел худо-бедно проезжаемой дорогой от Тирляна в сухую(!) погоду и полным месивом в мокрую.

Вернемся к зубчаткам чуть позже, поскольку в этот день мы не добрались до Тирляна км 20.
По пути увидели отроги Урала.
ural_8
ural_9
ural_10

Наш лагерь на одну ночь.
ural_11
ural_12
Увы, пошел дождик и фотовидео оборудование пришлось спасать зонтиком на капоте.
ural_13
Утром собравшись добрались до Тирляна, где и увидели красивый пейзаж на выезде.
ural_15

Наше любование прервал екатеринбургский Grand Cherokee, экипаж которого сообщил, что там асфальт и сухо и проедем без проблем. Сухо так сухо — обрадовались мы и поехали бодро вперед.

Следующий знак не заставил нас задуматься о словах об асфальте.
ural_16

Да и небольшие лужи не могли нас убедить в обратном.
ural_17
Тем не менее сдуться все же пришлось, т.к. дорога стала не такая комфортная как ранее.
ural_18
да, все верно, на этой фотографии в тапочках. Так сложилось. Удобно было ехать. Недолго.

Непутевый Garmin вел нас параллельной дорогой и мы все гадали, почему идем как-то рядом и дороги не сольются в синергии. Так продолжалось часа 2, после чего дорога в лесу окончательно стала навевать мысли, что едем мы совсем не там. Не может популярное место выглядеть уже не то, что просекой, а совсем тропой.
ural_20

Грибы тем временем перебегали дорогу и их не смущала жара в 30+.
ural_19

Приняли решение вернуться к крупной развилке и поискать другую дорогу. Суммарно затратив 3 часа на блуждание по просекам мы вышли на местных, которые доходчиво объяснили, что ехать нам надо левее от знака Пожар в лесу (со стороны Тирляна). Левее так левее подумали мы и бодро ухнули в хорошую колею, которая асфальт не напоминала ничем, хоть и была суха, как и обещали. Пока что.

Проехав с километр стал замечать странное поведение машины, да и капли на лобовом стекле как бы намекали, что дорога будет интересной. И ведь не обманули! Началась гроза. Асфальт окончательно превратился в глиняный каток с глубокой колеей. Как выяснилось тут были и лесовозы и неизвестный нам мутант с кабиной от газели и начинкой от Газ-66. Как говорится, вечер переставал быть томным.
ural_21
ural_22

Продолжить движение не на лебедке дальше не представлялось возможным в виду грозы и ухудшения дорожного покрытия. Точнее его полного отсутствия.
ural_24
ural_25

Ехать на лебедке 10 км мне совершенно не хотелось на одной машине. Решили вернуться к речке и переждать грозу.

Пока разворачивались между деревьями сбоку от основной коллейной трассы уперлись задним бампером в пень и выдавили фонарь. Он был обнаружен висевшим на проводах. Да и сам бампер решил отстегнуться . Про брызговик вообще молчу. Расходник.
Кое-как поставил фонарь и бампер на место.
ural_23

Встретили местных на мотоцикле, которые были так же обескуражены внезапной грозой. Ехали они гораздо бодрее нас. То ли масса не та, то ли 2 человека толкали мотоцикл с коляской лучше, чем моя сестра 3х тонный патрол. Окончательно сосредоточившись на этой мысли не увидел засадного места и радостно плюхнулся мостами в колею с грязью. Машина прилипла и дальше ехать отказывалась.
ural_26
ural_27

Надевать резиновые сапоги, за которыми в Москве специально ездил к товарищу, посчитал недостойным японского русского самурая  путешественника и за пару минут кроссовки с чавканием оказались ниже фарватера. Пока искал трос лебедки, который не вожу на барабане, часть вещей в виде упаковки холодного чая так же оказались ниже фарватера с тем же неповторимым чавканием.

Соединив трос с хвостиком на барабане начинаю смотку троса и смотка не сматывает. К чему бы это. Лебедку недавно смотрел и корректно работала. Пробую размотку — работает. Уже неплохо. Недолго думая о последствиях на размотке выбираюсь из этого приятного места. Думать будем потом. Добрались до речки, начали отмывку себя, обуви и прочего.
ural_28
ural_29

Ремонтные работы неторопливо заняли несколько часов за кружкой теплого чая. Выяснилось что часть контактов на соленоиде лебедки сгнили окончательно. Клеммы подобной с собой не было, поэтому просто закрепил провод вокруг винта. Так же и сам соленоид залипал и требовал воздействия ручкой отвертки. Тем не менее лебедка реанимирована, что подняло наш боевой дух после первой точки. Откровенно говоря, такого провала в первые дни путешествия не ожидал.
ural_30

Учитывая продолжительность грозы и наши планы на остальные точки нашего маршрута мы решили не испытывать судьбу на Инзерских зубчатках и двинулись в сторону Верхнего Авзяна. Для себя отметили, что Зубчатки и местные духи нас пока видеть не хотят.

На выезде из Тирляна встретили местного байкера с его верным другом.
ural_31

Где-то по пути заночевали.
ural_32
ural_33

Дорога до Верхнего Авзяна порадовала хорошими кадрами сельской местности Башкирии.
ural_34
ural_35
ural_37

Да и Урал не отставал.
ural_36

Нам был интересен не Верхний Авзян, а гора Шатак, с которой по словам очевидцев открывался отличный вид.

Баштау — горный хребет на Южном Урале. Находится на территории Белорецкого района Башкортостана. Хребет Баштау растянулся вдоль меридиана между рек Б.Авзяна и Белой до г. Караташ по Белорецкому району. Длина хребта составляет 40 км, ширина — около 10 км, высота 1271 м (г. Б.Шатак). Хребет делится на южную, центральную и северную части. Южная часть — параллельные гряды высотой до 180 м от уровня р. М.Авзян (приток р.Б.Авзян) с вершинами — скалообразными останцами высотой 1043 м (г.Катушка) и 950 м. Здесь берут начало реки М.Авзян и Кухтур (притоки р.Белая). Центральная часть наиболее высокая со скалистыми вершинами гг. Б.Шатак и Капкаташ (1099 м). Здесь крутые западные крутые с пологими подножиями и пологие восточные склоны со скоплениями камней; берут начало притоки р. Кухтур. Северная часть невысокая, высотой до 900 м, на восточных склонах встречаются скалистые обнажения. Хребет сложен кварцито-песчаниками, конгломератами, аргиллитами, основными и кислыми эффузивами машакской свиты среднего рифея. Присутствует высотная поясность ландшафтов. До высоты 500 м берёзово-осиновые леса с примесью сосны, от 500 до 900 м — берёзово-сосновые леса с примесью лиственницы, свыше 900 м — лиственничники с 600-летними деревьями.
Ссылка на Wiki

600 летние лиственницы — это здорово, подумали мы и начали бодро подниматься вверх.

ural_38
ural_39

По состоянию леса вокруг было видно, что не так давно здесь прошла серьезная буря, поломавшая стволы деревьев.
ural_40

Чем выше поднимались — тем больше было лиственниц. Возраст из на глаз определять не умею.
ural_41
ural_42

Порой попадались и экзотически скрученные деревья знакомые по Карелии.
ural_43

По пути нас обогнал уаз с прицепом, который вез палет, через какое-то время мы переехали какие-то доски, как оказалось позднее это и был тот палет, который он вез. Дабы загладить инцидент, мы подарили водителю уаза вафли, чему он был рад и не стал ругаться.

Путь к горе Шатак представляет из себя не постоянную дорогу вверх, а в том числе несколько плато, которые внезапно раскрываются после очередного подъема.
ural_44

Где-то на середине пути справа от дороги мы обнаружили скалу и рядом с ней место под стоянку. Решили обследовать и заметили тропинку, ведущую к отвесным скалам.
ural_45

Естественно, не мог не заснять такую красоту на видео, за чем и был застигнут на этих фотографиях. Предположительно на заднем плане г. Катушка.
ural_46
ural_49

Растительность вокруг играла красками.
ural_48

По мере подъема стали замечать интересные каменные образования.
ural_53
ural_54
ural_55

Сложены они из круглых булыжников.
ural_52

Насколько известно из открытых источников, Башкирия ранее была дном океана, на что и указывают подобные камни.

У самого подножья горы Шатак в ходе маневрирования между камнями и деревьями нам перебежала дорогу коварная береза. Росла она не прямо, как положено березам, а под углом. В ходе дтп багажника с березой все, что закреплено с левой стороны багажника было слизано вышеуказанной березой. Самым существенным оказалась лопата, которая по кратчайшей траектории ушла своей острой частью в уже мятое ранее крыло. Само собой помимо лопаты ликвидировались и резиновые крепления лопаты.
ural_56

ural_57
Крыло. Не пробил, как говорят танкисты.
ural_62

Расположились на стоянке прямо у подножия горы Шатак. Из растительности рядом лиственницы и странной формы березы. Об этих березах и их обитателях позднее.
ural_58
ural_60

Подкрепившись занялся ремонтом брызговика, оторванного ранее.
ural_61

Крепления лопаты были обработаны Поксиполом и водружены обратно на багажник.

Пока занимался ремонтными работами сестра учит на природе японский язык.
ural_64

Пока мы размышляли стоит ли сейчас подниматься на гору или это сделать завтра началась гроза с ливнем. Очень интересно подумали мы. Вторая точка и опять гроза. Уже традиция. Укрывшись в патроле пережидали ненастье, попутно копируя видео с регистратора и камеры на внешний диск.

Непогода продолжалась не больше часа, и как подсохло мы решили подняться на г. Шатак.
ural_66

Тропа уже существовала и была проложена по курумнику. Подобный уже привелось встречать на Кольском полуострове.
ural_65

Курумник крупным планом.
ural_67

Лиственница на восточной части склона.
ural_68

Не спеша поднялись на вершину.
ural_69
ural_71

Флаг имеет надписи от Pajero club. Интересно, сам флагшток они установили тоже или только на флаге надпись сделали? Занести на вершину — много сил, молодцы, если их работа. Флагшток железный, является заодно и громоотводом. В грозу это очень актуально.
ural_70

С вершины открывается прекрасный вид на западную часть склона. Изначально подумал, что это верхний Авзян, карта же подсказывает, что это похоже все-таки Узян.
ural_72

Вершина представляет из себя скальные нагромождения, которые невероятно напоминают те, что видел на берегу Ледовитого океан на п-ве Рыбачем.

ural_73

ural_74

ural_75

ural_76

Полюбовавшись закатом и осмотрев окрестности спустились к лагерю. Проведя ревизию машины обнаружили нехороший запах из продуктового ящика в машине. Вытащили его из спальника-органайзера и решили прокоптить. Считаю, что помогло. Пахнуть ящик горячего копчения стал существенно приятнее.
ural_77

Вечером побаловались настройками в фотоаппарате. Как много еще стоит освоить!

ural_79

ural_78

После посиделок у костра подхожу к патролу и в свете фонарика вижу, что вся машина облеплена березовой тлей. Тля от открытия двери взмывает в воздух и кидается на фонарик закрепленный у меня на лбу. Неприятные ощущения когда насекомое залетает в ухо и начинает там ползать. Пришлось доставать растительное масло и заливать ухо, чтобы она там больше не бегала. Побрызгав машину имеющимися хим.средствами утром обнаружили кладбище тли на машине.

После завтрака был совет, стоит ли стоять еще день у г. Шатак или новые неизведанные места ждут нас. Второй вариант был неимоверно заманчив, поэтому собрали лагерь и размеренно съехали обратной дорогой к Верхнему Авзяну, решив не экспериментировать с Каргаманово или Узяном, хотя они и были ближе по азимуту.

Стоит отметить, что дорога на спуск заняла 2 часа 10 минут, тогда как поднимались мы 3 часа 40 минут останавливаясь на фото и видеосъемку. Расстояние от Верхнего Авзяна порядка 20 км.

Прикинув маршрут мы решили, что следующей точкой будет скала Мамбет. Наши навигационные средства, их было 3: Яндекс, Гармин и Гугл разделились во мнении, как нам лучше ехать. Гугл и Гармин утверждали, что есть короткая дорога до Толпарово с востока, Яндекс же верещал и слезно умолял, что надо ехать через Стерлитамак и вообще никакой дороги от Авзяна к Толпарово кроме как через Стерлитамак нет. Не убедила нас и местная бумажная карта Башкирии, которую мы изучали совместно с местным жителем Леонидом на Nissan Navara, который оказался очень любезен, и пригласил нас к себе домой помочь разобраться в тонкостях башкирских дорог.

Решив, что яндекс не прав, а гугл рулит поехали в сторону Исмакаево и Зигаза. Слабоумие взяло вверх.Это был поворотный момент нашего путешествия в части поломок.

Дорога от Авзяна до Зигаза представляет из себя грейдер сначала неплохого качества, а за Исмакаево — очень коварного, если так можно выразится. Дело в том, что на крейсерской скорости 60 км/ч мы сначала один раз, а потом и второй влетели в огромные ямы или промоины на грейдере до пробоя подвески. Подвеска сказала ух и застучала. Остановившись, был обнаружен источник нехорошего стука. Передние амортизаторы на патроле имеют тип крепления шток-шток через 2 сайлентблока с каждой стороны. Соответственно, когда после пробития подвески амортизаторы с пружинами отработали в обратную сторону усилие было настолько велико, что нижний сайлентблок вместе с шайбой продавило гайкой. Хорошо, что стук был замечен оперативно и мы не потеряли резиновые изделия на амортизаторах, которые сплющило в добавок. Шайбы у меня были в зипе. Быстро поставив резинки и шайбы на место, усилив второй гайкой нижний шток, двинулись дальше этой же дорогой и…забыли молоток из набора, которым одну из шайб выпрямляли.
ural_86

За 30 км до заветного Толпарово решил уточнить как обстоят дела дальше с дорогой у сенокосцев на зиле-130. Они мне сообщили, что дороги нет и там ездят только УАЗы на всепролазных колесах. Как-то уазом себя мы не считали да и всепролазных колес не было, в общем дорога не обещала быть приятной или вообще быть.

Приняли решение вернуться этой же дорогой к Авзяну и ехать как указывает Яндекс через Стерлитамак. Грейдер за Авзяном к Стерлитамаку местами хорош, а местами настолько ужасного качества, что рядом в поле есть альтернативные пути.
ural_83

ural_82

Машина вся пылится, никого вообще нет на этой дороге. В гору ехать на 1.5 атм невозможно, затяжные подъемы, жара +33, машина начинает греться, скорость 40 км/ч в подъем, на 2 атмосферах ехать жестко и все разбивается от вибраций, в итоге на 1.6-1.7 атмфосферах компромиссно тащились и местами скорость падала до 20 км/ч.

ural_81

ural_80

Грейдер дальше стал походить на хайвей, видимо велось или ведется строительство, мы так никого и не увидели, такое ощущение, что там никто не ездит.
ural_84

Суммарно мы проехали 200 км грейдера за 5 часов.

Кое-как доехали до Стерлитамака и сил ехать дальше уже не было, грейдер вымотал всю душу.
Встали в поле с видом на шиханы.

Шихан — одиночный холм (сопка), хорошо выделяющийся в рельефе; останцовая возвышенность с правильными склонами и вершиной.
В Заволжье и Западном Приуралье шиханы представляют собой остатки рифов древних морей, сложенные из известняков. На Урале шиханами называют скалистые вершины гор.Часто шиханы расположены в долинах рек и возвышаются на 150—200 м.
Шиханы — изолированные возвышенности в Башкирском Предуралье. Состоят из четырёх гор-одиночек: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау, образующих узкую цепочку, вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Они расположены вблизи городов Стерлитамака, Ишимбая и Салавата. Представляют из себя остатки барьерного рифа, образовавшегося в тёплом море ранней эпохи пермского периода. В отложениях встречаются окаменелости древних растений и животных.О Серноводском шихане высказываются такие предположения.Это эрозионная терраса, выработанная волнами Акчагыльского моря в позднем неогене.Характерными признаками Башкирских шиханов и многих терриконов является наличие пологого склона, с углом наклона около 30 градусов, идущего от вершины до основания и естественных осыпей. Такое сочетание качеств нельзя приписывать факторам не избирательного действия, стихиям. Всего осталось три шихана — Юрактау, Куштау и Тратау. Четвёртый шихан Шахтау был практически полностью переработан предприятием «Сода». Промышленная разработка началась в 1950-е годы.
Ссылка на Wiki

Вечерние и утренние фотографии шихан.
ural_85

ural_88

Ночевку запланировали на краю поля.
ural_87

Поужинав решил посмотреть, что там снизу. Звуки после грейдера были умопомрачительными, что-то дребезжало на небольших оборотах, да и пол странно отдавал в левую ногу. Первый звук нашелся достаточно быстро, это оказалось крепление выхлопной трубы в районе АКПП, оно лопнуло и издавало мерзкое дребезжание при 1200 оборотах. Второе оказалось хуже — разорвало подушку кузова, она как раз под левой ногой водителя. Прикинул шансы ехать дальше и что можно с этим сделать. Крепление выхлопной эпоксидке не поддалось, поскольку подлезть к ней если ты не человек-осмьиног невозможно, только снимать. Да и снимать без подъемника тоже мне не понравилось, в итоге оставил на ремонт после поездки. Подушек у меня с собой не было, поэтому тоже решил отремонтировать позднее. Едем дальше!

С утра заглянул в коробку воздушного фильтра, Вспомнил, что его надо было поменять еще перед поездкой и срочно заменил.
ural_89

Сам Стерлитамак мне запомнился промышленным городом, от которого сильно пахнет химией, вагонетками с ископаемыми. Проехались по самому краю и рад, что не задержались. Насколько понял, идет производство соды.
ural_90

ural_91

В Красноусольске пополнили запасы воды и провианта в местном магазинчике и двинулись в Толпарово. После Красноусольска проложен достаточно хорошего качества грейдер, который не идет ни в какое сравнение со вчерашним ужасом.
ural_94

Добро пожаловать в Толпарово.
ural_92

ural_93

Наша же цель — скала Мамбет.

Мамбет — скала на Южном Урале у реки Зилим, в Гафурийском районе Башкортостана. Находится в 15 км выше по течении Зилима и в 10 км по дороге от деревни Толпарово. В 1,5 км находится скала Кузьганак. Туристическая достопримечательность.Наверху скалы построена смотровая площадка. По легенде, название от имени охотника Мамбет, который когда-то пытался залезть на скалы, чтобы добраться до гнезда скопы.

Ссылка на Wiki

Дорога как уже сказано идет вдоль реки Зилим, что подчеркивает красоту скал.
ural_95

ural_97

ural_100

ural_103

По пути, естественно, делаем видеосъемку, эти материалы лягут в основу фильма об этом путешествии.
ural_96

На берегу Зилима находятся разнообразные камни интересной структуры.
ural_99

Штурман должен уметь преодолевать все тяготы и трудности путешествия, броды входят в их число. На что не обречешь штурмана ради редких кадров!
ural_101

На середине пути от Толпарово до Мамбета находится туристическая база с отдыхающими. На скале закреплен мостик и площадка для ныряния.
ural_102

Только в этом путешествии понял, для чего на самом деле нужен экспедиционный багажник: для того чтобы осуществлять с него видеосъемку!
ural_104

Дорога до Мамбета представляет собой петляющую каменистую дорожку вдоль реки с пересечением Зилима около 5-6 раз. В этом году воды было совсем мало, поэтому Зилим измельчал и броды не представляли из себя серьезных препятствий. Максимум доходило до середины двери в паре мест. Хотя есть и места поглубже даже этим летом — выше капота, о чем нас местные предупредили и мы благоразумно выбрали соседний брод.

После турбазы ближе к Мамбету есть смотровая площадка на вершине скалы.
ural_105

ural_106

У самой скалы встретили группу омичей, перекинулись парой слов за жизнь, за путешествия и они нам подсказали, что есть отличное место под стоянку, которое они только что освободили. Мы скоро до него добрались и начали обустраиваться.
ural_107

ural_109

На берегу имеются импровизированные бани.
ural_108

Теперь пара эскизов о Мамбете.
ural_110

ural_111

ural_112

В реке Зилим рыбки настолько голодные, что пытаются съесть все, что попадается. Сразу вспоминается анекдот про то, что в наше время были рыбы огого, без трусов в реку не войдешь!
ural_113

Искупались в Зилиме хорошо, вода приятная и теплая. Рыбы не беспокоили.

После обеда подъехали парень с девушкой из Самары и…началась ежедневная гроза, которая нас сопровождала на всех точках. Это становится уже моветоном. Через полчаса приезжает местный зил с туристами странного состава. Куча подростков в сопровождении 4-5 взрослых мужиков. Они оперативно и бестактно встают под ливнем рядом с самарцами и начинают активно ставить палатки. Решив что самарцев надо спасать, предложил им переселится к нам, поскольку места для двух машин было достаточно.

Pathfinder самарцев. Путешествуют налегке в отличие от меня. Наверное это правильно. Много думал об этом на обратном пути.
ural_114

Мало вещей и есть велосипед с собой.
ural_115

Были в Узбекистане. Как здорово!
ural_116

Бампер демонтирован на обратной дороге с водопада Атыш еще несколько лет назад. Кстати, именно они отговорили нас ехать на Атышский водопад, поскольку он не стоит того времени, что они потратили добираясь и кормя местных насекомых. Мы и вычеркнули водопад из списка.
ural_117

А вот и сами самарцы: Ирина и Сергей. Отличные ребята, нам с ними понравилось стоять на Мамбете! Привет, Самара!
ural_118

ural_119

Гроза закончилась через пару часов и можно было наблюдать Мамбет в тумане.
ural_120

На берегу можно найти как уже показывал множество бань, основной которых является сложенная печь из подручного материала.
ural_121

Вечером наши чудо-туристы с зила начали активно пьянствовать и шуметь. Обычно топливо кончается к утру, эти же мужики (отставные военные) имели энергию шуметь до самого утра и более того продолжали утром! Этими бы людьми горы править да реки перенаправлять. Сколько сил и энергии впустую! Конечно, такие персонажи очень портят отдых, хотя и не могут затмить красоту скал. Лишь показывают уровень своего развития.

Наша цель утром подняться на Мамбет. Для этого пересекаем вброд Зилим.
ural_122

Делаем фотографию с этой части Зилима у подножия Мамбета.
ural_123

Смотрим куда нужно идти. Снизу кажется, что высоко.
ural_124

ural_132

И легко поднимаемся по тропинке. Вид сверху захватывает дух.Действительно, высоко!

Здесь лагерь башкирских нивоводов, за которыми мы ехали некоторое время по Зилиму и вылавливали их облицовку двери из брода.
ural_125

Здесь Мамбет с верхней точки.
ural_126

Наш лагерь.
ural_127

Он же крупнее.
ural_128

Уральские скалы кругом.
ural_129

Структура скал крупным планом.
ural_131

ural_130

Наслаждаемся высотой и панорамой, после чего аккуратно спускаемся, встречая по пути все тех же нивоводов и возвращаемся к машинам.

В траве рядом с лагерем находим маленького желтого дракона. Наверняка на Урале водятся и существа посерьезнее. Только их никто не видел.
ural_134

ural_133Прикинув шансы утихомирить наших буйных соседей по туризму и поняв, что они чуть больше чем 0, собрали лагерь с самарцами и выехали каждый в свою сторону. Нашей следующей точкой должен был быть хребет Нургуш. Состояние патрола уже не внушало особого доверия и мы решили пощадить его на этот раз, заменив горный хребет на озеро Зюраткуль.

Зюра́ткуль(устар. Зюрат-Куль) — водохранилище (ранее озеро) в Саткинском районе Челябинской области России.
Находится на территории одноимённого национального парка. Один из самых высокогорных (724 м над уровнем моря) водоёмов Южного Урала. В отличие от других горных озер, вода в Зюраткуле не столь прозрачная. Она чайного цвета, это объясняется тем, что стекающие сюда ручьи берут начало в болотах. Водохранилище окружают горные хребты, покрытые тёмнохвойными лесами. Юго-западнее расположен хребет Нургуш — самый высокий хребет Челябинской области. Основной рекой, питающей водохранилище, является Большой Кыл. Из водохранилища вытекает река Большая Сатка. Около истока реки Сатки и плотины расположен небольшой посёлок Зюраткуль, связанный автобусным сообщением с городом Сатка. Ранее Зюраткуль являлось естественным озером. Нынешнее водохранилище образовано построенной на Большой Сатке плотиной.Озеро окружено живописными горными хребтами, поросшими хвойными лесами. Специалисты считают окрестности озера самыми экологически чистыми на территории Челябинской области.
Ссылка на Wiki

Для того, чтобы попасть на озеро Зюраткуль нам нужно было выехать к Уфе, а оттуда направиться на восток в сторону Челябинской области. Недоезжая Уфы снова начал беспокоить правый передний амортизатор. Ужасного качества резиновые изделия Кояба в амортизаторах под нагрузкой уменьшили свою толщину и амортизатор на кочках стал немного гулять верх-вниз, извещая нас об этом стуком. Пока изучал резинки и шайбы под машиной нас догнал уже знакомый pathfinder с самарскими номерами, и Сергей помог с этим мелким ремонтом. Подложили под резинку еще одну шайбу, тем самым получив возможность хорошо затянуть гайку на амортизаторе снизу.

На трассе «Урал» мы встретили возвращающихся участников «Шелковый путь». Не сразу догадался взять в руки камеру и пропустил много интересных экземпляров раллийной техники.
ural_135

ural_136

Хватило нас только добраться за г. Сим, поскольку движение на этом участке трассы всегда очень задумчивое и плотное. Грузовики идут тяжело, да и мы уже к вечеру были не такими свежими как хотелось. Помню, что один опытный человек говорил мне, что переезжать Урал стоит только ночью.

Заночевали в лесу и двинулись утром пораньше преодолевать последние км 100.

Озеро находится на территории заповедника, въезд платный, входной билет — 100 р. с человека. Предчувствие что мы не встанем на озере не покидало меня, дорога достаточно легкая к озеру, постройки напоминающие турбазы, жара и суббота намекали, что тут будет много людей. И ощущения нас не обманули, встать было просто негде. Множество легковых автомобилей, палаток, тентов буквально друг у друга на головах. Мы решили посмотреть места подальше вдоль берега и через чащу выбрались на пустую полянку, которую периодически пересекали туристы. Других вариантов и желания их искать не было, встаем тут на день.

Сначала поставил патрол прямо к озеру.
ural_141

Пришли господа из природоохраны и проверив билеты попросили машину отогнать на 50 м за пихту. Ссориться было бессмыслено и патрол перекочевал за пихту. Правда до пихты было меньше 50 м и то хорошо.
ural_144

Стоянка версия 2.0.
ural_142

ural_143

ural_147

Озеро Зюраткуль и одноименный хребет, судя по карте. Левее гора Голая Сопка
ural_137

ural_138

ural_139

ural_140

ural_145

ural_148

Мы игрались с видео и фотосъемкой, экспериментировали с собранными грибами, пили чаи и наслаждались видами. Температура в лесу была приятно теплая, тогда как на берегу озера со стороны хребтов дул холодный ветер и впервые пригодилась зимняя куртка, которая является неизменным спутником в любом подобном путешествии после того как мы замерзли на Алтае в 2011 г в начале августа.

Вечерело. Кухонное рабство штурмана в самом разгаре.
ural_149

Закат на озере Зюраткуль. Этим прекрасным видом хочу закончить мой рассказ о путешествии. Это был интересный опыт путешествия на одной машине. Недостаточно внимательная подготовка привела к ряду некритичных поломок, пометил себе этот пункт на будущее. Погодные условия и наша осторожность не позволили посетить Инзерские Зубчатки. Остался за кадром и хребет Нургуш, учитывая его расположение от трассы будет прекрасным поводом посмотреть его при следующем путешествии на восток. Пробег составил 4300 км., мы провели на Урале неделю чистого времени. Средний расход колебался от 11 л. на 100 км. на трассе до смешанного 18 л. на 100 км. в горах и грейдерах. На горных участках расход топлива доходил и до 35 л. на 100 км. в среднем, правда это был уже не фактический расход, а по бортовому компьютеру, поэтому правдивость не подтверждена. Ждите к зиме фильм! Он обязательно будет.
ural_150

Rhino август 2016.




Один комментарий на “Южный Урал август 2016

Добавить комментарий