Северный Кавказ июль 2017

Идея поехать на Северный Кавказ витала давно. В Закавказье были, а наша часть Кавказа не исследована, да и информации по ней крайне мало. Горячие точки в Чеченской и Дагестанской Республиках внесли в это значительную лепту. Для человека живущего далеко от Кавказа названия Чечня, Ингушетия, Дагестан на слуху и сразу рисуют как минимум боевика с автоматом в воображении. Реальность же совсем другая.
Собрав доступную информцию, замучив тысячей вопросов Дениса Dials, Артема Meely да Алексея Мочалова было решено ехать по маршруту Ингушетия, Чечня, Дагестан.
Маршрут описан здесь:

Отмечу, это разведывательный маршрут, и за уложенное время охватить все красоты Северного Кавказа физически было невозможно. Маршрут составлялся так, чтобы на месте исключить максимально асфальтовые дороги. Под перегон зарезервировали 2 дня туда и 2 дня обратно.
Лозунгом нашей поездки в шутку стал эко-туризм. Что понимаем под этим смешным словосочетанием? Для нас это путешествие с ночевками исключительно в палатках. Никаких отелей и т.п. Только мы и природа.
Да, и кто это мы? В поездку отправился одной машиной с товарищем Владимир Владимировичем aka Docker.
Kavkaz (221)
Итак, поехали!
Дорога туда проходила по трассе М-4 Дон и Трассе М-29 Кавказ. Дон содержит множество платных участков, с одной стороны это минус, с другой стороны, 2 полосы позволяют держать комфортную скорость и минимум обгонов, что положительно сказывается на расходе топлива. Для справки на обратной дороге средняя скорость с 6 утра до 14 дня у нас была 98 км/ч при том, что ехали мы комфортные 95-110 кмч. На мой взгляд, это отличный показатель.
Сразу решили, что питание будет трехразовым: с завтраком обедом и ужином. Исключения составляют только дни, когда температура за бортом составляла более 30 градусов. Такая корректировка была определена экспериментальным путем.
К вечеру первого дня добрались до аэропорта Южный не доезжая Ростова на Дону. Там и заночевали под огни строящегося аэропорта.
Наш импровизированный лагерь.
Kavkaz (1)
Совсем рядом колосилась пшеница.
Kavkaz (2)

Поигрался с фотоаппаратом и фонариком, в результате чего получил фотографию задумчивого Владимир Владимировича. Все о России думает, совсем себя не бережет.
Kavkaz (3)
Второй день нашего длинного пути на Кавказ прошел оживленнее и вот почему: после въезда в Ставропольский край нас проверили по базам паспортов и записали машину. Разумеется, был проведен осмотр багажника и салона. Знали бы мы, сколько таких КПП нас еще ожидает.
Ближе к 17 вечера мы были во Владикавказе. Отсюда начинается основной маршрут. Заправили два бака и две пластиковые канистры по 15 литров каждая, все закрепили и с запасом топлива в 215 л двинулись в сторону Грузии. Машина присела еще на пару сантиметров и молчаливо выразила протест. Надо отметить, что два человека, багаж и топливо дают просадку подвески примерно на 5 см на корме, что мне совершенно не понравилось. Пневмоподушки в задние пружины будут добавлены на следующий год как обязательный элемент подготовки.
Не доезжая населенного пункта Верхний Ларс, уходим на восток в Джейрахский район Республики Ингушетия. Для этого необходимо пересечь реку Терек. На КПП нас снова переписывают, проверяют, перекидываемся парой слов о том о сем с пограничниками и начинаем искать место для стоянки. Увы, то место, которое мне показалось подходящим, сидя в уютном кресле за 1500 километров, на местности оказалось совершенно недосягаемо для нас. Только если вплавь через реку с крутыми берегами. Или перепрыгнуть… Вместе с машиной…
Kavkaz (4)
Kavkaz (5)
Стремительно темнело, мы в поисках стоянки проскочили башенный комплекс Эрзи и встали уже за населенным пунктом Гули у перевала.
Вид на перевал до Гули.
Kavkaz (6)
Kavkaz (7)
Просто встать рядом с дорогой нам не позволяет чувство собственного достоинства, поэтому съехав с дороги, встали на склоне холма. Ниже склона в свете фар угадывались очертания машины, после двух утомительных дней перегона с Москвы сил на общение не оставалось. Разумеется, мы выбрали самое мокрое место на этом склоне, которое можно найти. Даже более того, это было единственное мокрое место на склоне. Усталость и темнота взяли выше доводов разума, и палатка Владимир Владимировича смачно плюхнулась на лужайку. Мне было проще: изначально принял решение спать в машине, что позволяло пренебречь такими деталями.
Через минут 30 подъехала газель, и человек из нее направился в нашу сторону. Это оказался местный житель, у которого огород чуть ниже места нашей ночевки, собственно его газель мы и видели издалека. Он был очень удивлен, зачем мы встали в столь странном месте, и приглашал заночевать у него либо хотя бы ниже, у его огорода где сухо. Поблагодарив его, перемещаться не стали, пора было спать, первую ночевку в горах переживем и так.
Проснувшись на третий день осмотрели место ночевки.
Kavkaz (8)
Kavkaz (9)
Патрол ушел на пол колеса в грунт. Вот почему ночью на понижайке так плохо заезжалось на склон. У Владимир Владимировича что-то журчало и плюхало под палаткой во сне. Романтика началась!
Тем не менее, природа вокруг уже заявляла во весь голос: вы на Кавказе, друзья!
Kavkaz (10)
Kavkaz (11)
Kavkaz (12)
Ингушетия богата сохранившимися башенными комплексами, которые мы и планировали посмотреть. Позавтракав выдвинулись в сторону Эгикхала и Вовнушки.
SKavkaz_Map_1
Вылезла странная первая поломка. Ключ зажигания отказывался вытаскиваться, к счастью, недоразумение позже самоустранилось. Что это было — не поняли.
Башенный комплекс Эгикхала выглядит хорошо сохранившимся, старину разбавляют только ЛЭП.
Kavkaz (13)
Kavkaz (14)
Перед Эгикхалом появляется немного асфальтового покрытия на котором проявляются особенности столь большой загрузки машины при спуске с перевала. Начинают сильно пахнуть тормозные колодки. К концу поездки мы их хорошенько подожжем. Но обо всем по порядку.
Въезд к Вовнушкам после Таргима пролегает через государственный природный заповедник Эрзи. На въезде работники заповедника расспрашивают нас: откуда мы и куда держим путь. Въезд платный — 100 р с человека, в шутку говорят, заплатите если не жалко. Мы решили заплатить. Оплата проходит через терминал, который стоит рядом со шлагбаумом.
Разумеется, место популярно среди ингушей, кто любит отдых на природе. Вдоль реки Гулойхи находится множество подготовленных мест для стоянок в том числе оборудованных беседками.
А вот и сами башни. Нет, не так, Башни! Охраняющие ущелье! Смотришь на них и диву даешься, как можно было такое соорудить на скале.
Kavkaz (15)
Kavkaz (16)
Kavkaz (17)
Башни практически растут из скал. Вход в них тоже не простой, одним словом — сторожевые Башни.
Kavkaz (25)
Рядом с башнями вертолетная площадка и палаточный лагерь поискового отряда. Пообщавшись с представителями отряда, выяснил, что они ищут останки воинов времен II Мировой Войны. Состав отряда преимущественно школьники. Они же мне рассказали, что сторожевые башни каждый род должен был построить не более чем за один год иначе — позор роду.
Kavkaz (20)
Не поленился подняться на склон откуда открывается сказочный вид на Кавказкий хребет и башни.
Kavkaz (18)
Kavkaz (19)
Kavkaz (21)
Kavkaz (22)
Kavkaz (23)
Kavkaz (24)
Набрали воды из родника. Вообще на Кавказе нигде не было проблем с водой даже в столь жаркий период. Основной запас мы хранили в 20л пластиковой канистре, плюс пара 5л бутылок.
Kavkaz (26)
Задерживаться здесь мы не планировали, как никак дикий эко-туризм, а тут столько людей, да и многое еще посмотреть хотелось!
Дальше наш путь лежал в сторону Чеченской Республики. Есть дорога от Вовнушки к Цой-Педе и Шарой не выезжая на трассу, увы, получить пропуска у ФСБ было бы крайне проблематично, насколько мне известно, поскольку дорога проходит в пограничной зоне с Грузией.
SKavkaz_Map_4
Несколько фото по пути к трассе от Вовнушки.
Kavkaz (27)
Kavkaz (28)
Что бросается в глаза в Ингушетии – это чистота и школы. Таких красивых школ и в Москве редко видел. А тут прямо новенькие, красивые и крупные для небольших населенных пунктов.
Kavkaz (237)
Так же на Кавказе есть особеность по поводу ворот домов. Дом может быть невзрачным или еще даже недостроенным, а ворота уже должны стоять и быть искусно изготовленными!
Несколько примеров. Разумеется, и дома великолепные за воротами.
Kavkaz (29)
Kavkaz (30)
Kavkaz (31)
Kavkaz (32)
Дома часто попадаются добротные, кирпичные. Улица красного кирпича.
Kavkaz (33)

Возвращаемся к трассе Кавказ через населенные пункты Алкун, Мужичи, Алхасты. Проехали порядка 40 км по трассе и уже сворачиваем на Шатой, Итум-Кале и Шарой. Наш путь снова в горы.
По пути к Шарою мы прошли через 2 или 3 КПП. В Чеченской республике КПП основательные, сотрудников силовых ведомств больше и экипировка с вооружением серьёзнее. На всех КПП нас расспрашивали подробно: куда и откуда едем. Проинструктировали о нравах в сельской местности: алкоголь не пить, в шортах не ходить, с открытыми плечами не появляться. Так же бросилось в глаза, что на КПП несут службы как горцы так и русские.
Дорога от трассы, как уже сказал, идет в сторону Итум-Кале вдоль реки Аргун. Если после Итум-Кале повернуть направо можно доехать до Цой-Педе (город Мертвых) в пограничной зоне и попасть на пограничную заставу перед Грузией. В 2014 году в поездке по Грузии был в Шатили и Муцо с другой стороны и видел нашу заставу в Аргунском ущелье. Тогда это казалось чем-то необычным — Чеченская Республика.
До Шатоя видим на правом берегу Аргуна сброс породы с цементного завода.
Kavkaz (34)
Kavkaz (35)
Kavkaz (36)
И встречаем джимник Кочевники, которых видели вчера в Ингушетии.
Пообщались с ними на берегу притока Аргуна у двух башен. Фотографии джимника и ребят не сдедали, зато будут в фильме.
Kavkaz (39)
Kavkaz (38)

В Чеченской Респблике можно часто увидеть такие изображения достопочтенных лиц.
Kavkaz (40)
Пример удивительных ворот уже в Чеченской Республике.
Kavkaz (41)
Горная дорога петляла и вела вверх и вверх.
Kavkaz (42)
Речушки радовали глаз.
Kavkaz (43)
А человек-планшет снимал и снимал.
Kavkaz (45)

Местность драматически напоминала Грузию в районе Шатили. Оно и не удивительно, Грузия — за хребтом.
Kavkaz (46)
Kavkaz (47)
Kavkaz (48)

После Итум-Кале на высоте примерно 2100 м в районе перевала Чантыбарз мы решили пообедать. Это событие было примечательно тем, что «опытные туристы» всегда встают на лугу если не с болотом то коровьим пометом точно, т.к. луг оказался под пастбище. Природа решила нас проучить, что вставать на лугу с какашками на Кавказе не стоит, для этого есть более очаровательные места. Сначала нас накрыло облаком, и пошел дождь. Макароны стоически продолжали вариться в котелке, и несмотря на дождь все-таки доварились. Обед был прерван грозой и градом. Бегом из машины и накрывать лобовое стекло и люк. Природа внесла свои коррективы, и засиживаться дальше не осмелились.
Увы, было не до фотографирования, хотя часть успели заснять на видео и это будет отражено в фильме.
В фототехнике нашел одну фотографию уже после грозы. Насколько же легко там дышится!
Kavkaz (52)
Переведя разговор в лирическую плоскость, хочется рассказать, как на перевале облака разгулялись и закрывали озерцо.
Kavkaz (50)
И не менее стремительно гуляли между складок перевала.
Kavkaz (51)
А радуга указывала, где гномы закопали золото. Откуда гномы на Кавказе? Не важно. Видимо, это из другой легенды.
Kavkaz (53)
Кстати, до этого встретили мерседес. Что он тут делает! Местные автолюбители, как и в любом другом регионе, ездят на том, что есть и там где нужно.
Kavkaz (49)
На перевале Джеинджаре прошли очередное КПП и немного спустившись, не доезжая небольшого пункта Джонголдой, встали на ночевку. Смеркалось и ветер на перевале давал понять, что это горы и зря мы не взяли зимние куртки, шапки, перчатки и крем от загара — и вообще много чего не взяли. Прогноз погоды ввел нас в заблуждение. Сколько раз говорил себе — в горы брать обязательно зимнюю куртку. На высоте же 2400 вечером было очень и очень прохладно. Погода перехитрила «опытных туристов».
Утро четвертого дня началось с прекрасного вида вокруг. Для меня это одно из самых запоминающихся мест за поездку.
Kavkaz (54)
Kavkaz (55)
Kavkaz (56)
Kavkaz (60)
Kavkaz (61)
Kavkaz (62)
Kavkaz (65)

Аул Джонголдой расположился ниже
Kavkaz (58)

Наш скромный импровизированный лагерь на фоне хребта. Высота вершин порядка 4000 метров.
Kavkaz (57)
Kavkaz (63)

Оцените величие и масштабы хребта.
Kavkaz (64)

Целью четвертого дня было доехать малоиспользуемой дорогой от Ночкхелой до озера Кезеной-ам, которое находится на границе Чеченской Республики и Республики Дагестан.
SKavkaz_Map_5
Перед Ночкхелоем у поворота на Кири привычно были остановлены на очередном КПП и застряли на нем минут на 30. Сотрудники КПП долго проверяли, где мы ночевали и что делали. Запрашивали по рации КПП на перевале, уточняли что мы им говорили и сверяли показания. Подключился и участковый по Шаройскому району. Как нам прокомментировал позже Альви нас ждали на этом КПП вечером, а мы не появились, возможно, даже искали. Мы же «опытные туристы», вечером встали на лугу за горкой, чтобы сильно с дороги не было видно, поэтому могли и не найти. В общем, все прошло благополучно, наша информация была достовреной и нас пропустили дальше. Вышеуказанный участковый по Шаройскому району посоветовал ему звонить если что. Мы же надеялись, что это «если что» обойдет нас стороной и звонить не придется.
Встречаем новенькую АЗС в Химой. Не введена в эксплуатацию и расцветка недвусмысленно намекает на известный бренд.
Kavkaz (67)
Тем временем дорога после Ночкхелой становится уже, хуже и вообще мало похожа на дорогу.
Kavkaz (68)
Kavkaz (69)
Виды компенсируют качество дороги.
Kavkaz (70)
Стоит упомянуть, что иногда мы по нескольку раз в день накачивали и сдували колеса в зависимости от состояния покрытия. На асфальте держали 2.5 атмосферы, на более-менее приличной грунтовке можно было ехать и на 2 атмосферах, по горным тропам и плохой грунтовке — 1.5 и ниже атмосферы.
Проезжая Батыйаул упираемся в развилку. Прямо мимо старого кладбища и левее в горы. Навигаторы и заранее заготовленный маршрут говорили, что нам следует ехать прямо. Значит, едем прямо. Дорога выводит к реке Ачалойн-ахк, о котором мне говорил Артем Meely. Видно по руслу, что весной потоки бурлят и река ворочает большие валуны. Сейчас в июле — это неглубокая речка, которая переезжается совершенно спокойно.
Kavkaz (71)
Kavkaz (72)

Зато после реки нас ожидал невероятно крутой подъем в гору. На мой взгляд, это самый крутой подъем, который когда-либо преодолевал на машине. Мысль о том, что можно не заехать и что делать в этом случае холодила нервы. Откровенно говоря, в дождь на этом подъеме будет страшно. Как всегда, один вцепился в руль, другой в ручку на стойке и о фототехнике не вспомнили.
Дальше дорога петляла и превращалась постепенно в тропу. В какой-то момент мы и на 3х колесах проехались доли секунды, стабилизаторы зажимали подвеску, и хода передней подвески уже не хватало. Смущало то, что четко понятной дороги на Макажой нет ни в одном навигаторе после предыдущего аула. Так и ехали по наиболее накатанному участку попутно фотографируя пейзаж.
Kavkaz (73)
Kavkaz (74)
Перед самим населенным пунктом Макажой следы в траве стали трудноразличимы и мы немного поплутав выехали все-таки в Макажой. Дальнейший участок к озеру представляет асфальтированную дорогу, которая выводит к юго-западной части озера. Озеро располагается на высоте 1870м.

На южной части озера расположен туристический комплекс, а на северо-восточной -подготовленное место для отдыхающих. Мы встали на западной части поскольку вливаться в компанию отдыхающих не позволило чувство «опытного туриста». Стоит отметить, что озеро чистое и лазурное. И, увы, совершенно не попадает в категорию эко-туризма из-за большого числа отдыхающих. К сожалению, так часто бывает. Как только к какому-либо объекту подводится хорошая дорога надеется на малопосещаемость уже не приходится. В следующий раз помимо общих сведений буду собирать и тип дорожного покрытия.
Kavkaz (75)
Kavkaz (77)
Количество отдыхающих зашкаливает: все весело, с танцами, песнями, одним словом – Кавказ! Приятно в обед послушать национальные песни с другого берега, очень зажигательные.
Kavkaz (76)

Засиживаться не стали под палящим солнцем и выдвинулись в сторону Дагестана на перевал Рушуха. Решили, что сегодня доедем до места, где будет прохлада и там переночуем.

До перевала Рушуха альпийские луга.
Kavkaz (78)
Kavkaz (79)

На перевале останавливаемся у КПП с одиноким дагестанским сотрудником, где традиционно переписывают наши данные, расспрашивают обо всем и отпускают с миром. После перевала создается впечатление, что Дагестан — выжженная солнцем земля, кругом колючки, минимум растительности и очень-очень солнечно.
Kavkaz (81)
Kavkaz (82)
Kavkaz (83)
Kavkaz (84)
Kavkaz (85)
Kavkaz (86)
Kavkaz (87)
Kavkaz (88)
Местные джигиты ездят быстро и преимущественно на ладах. Раньше скакуны использовались, теперь — лады.
Kavkaz (89)
Спустившись с перевала попадаем в низину и на развилку Тлох-Болтлих и уходим налево на Тлох. Пока накачивали колеса достопочтенные граждане на остановке расспрашивали нас о путешествии и предлагали свою помощь. Так было везде. Это Кавказ.
Kavkaz (90)
Дальше путь пролегает вдоль реки Андийское Койсу.
Kavkaz (92)
Что сразу бросается в глаза в Дагестане — это мусор. Его не было в Ингушетии и в Чечне, здесь же он есть и в населенных пунктах и после них. Порой просто свален в хаотичные свалки, а где-то и на улицах лежит. В горах меньше попадается. О мусоре красноречиво говорят плакаты.
Kavkaz (91)
Да, зил отнесу к мусору тоже
Kavkaz (95)
Kavkaz (96)
Дома стали существенно скромнее.
Kavkaz (93)
Kavkaz (94)
Kavkaz (99)
Kavkaz (100)
Жара 35 градусов, после горной прохлады мы находимся в недоумении: что мы тут забыли и что вообще делать. Надо подняться выше, чтобы встать на ночевку. Решено ехать дальше, и чем выше тем — прохладней!
Необычные для нас террасы привлекают внимание.
Kavkaz (97)
На колючки лучше не наступать. Крайне неприятные и малозаметные.
Kavkaz (98)
После нас.пункта Тлох поворачиваем на юг и на высоте 1200 метров встаем на ночевку за аулом Харахи не доезжая аула Амишта. Привычно съехали с основной дороги на малоиспользуемую дорожку. Нам так показалось, что она малоиспользуема.
Kavkaz (101)
Kavkaz (105)
Лагерь развернули рядом с ущельем. Даже можно назвать небольшим каньоном.
Kavkaz (102)
Kavkaz (108)

Вечером с заходом солнца Владимир Владимирович неистово начал фотографировать. Как выяснилось дома — это помогало мало.
Kavkaz (104)
Kavkaz (106)
Kavkaz (107)
В этот день произошел курьёзный случай. Что-то застучало в подвеске, и не придумал ничего умнее как взяться за багажник и покачать машину на перевале. Все бы ничего, да взялся я не за багажник, а за лопату. Промахнулся немного. Благо лопата слева. Иначе летел бы я в ущелье и летел. Естественно лопата отрывается от багажника и лопается последнее целое резиновое крепление. На Урале год назад одно уже береза подпортила, теперь пришла и моя очередь добить. Хорошо, что перед выездом крепление Владимир Владимирович припас заботливо, только поставить не успел.
Солнце в пятый день начало припекать уже к 6 утра. День обещал быть жарким. Утром натянули тент, и решили прийти в себя после вчерашней напряженной дороги. Попутно решили разобраться, что же стучит в подвеске и, о ужас, мы чуть не лишились компрессора кондиционера. Удлинённое крепление тормозной линии терлось о компрессор при максимальном сжатии подвески. Привет, Стас! Надо пояснить, что удлинял его когда лифт составлял спереди более 2.5 дюмов (а удлинение было под все 8 дюймов). В настоящее время это уже не требуется. Оперативная работа болгаркой и нарост срезан. Попутно протянул стойку правого стабилизатора и заменил крепление лопаты.
Kavkaz (109)
Kavkaz (110)
Солнце тем временем стало нас усиленно прогревать, и находится уже вне тента было очень некомфортно. Неожиданно приехал хозяие пасеки на газели, а тут «опытные туристы» патролом и привязанным к нему тентом перегородили дорогу. Благо Ахмед оказался очень отзывчивым и сознательным гражданином республики Дагестан, и спокойно нас объехал. Жаль меда не оказалось у него с собой, а может и к лучшему, учитывая бездорожье, мы бы мед не довезли без потерь.
После обеда собрались и выдвинулись в сторону водопада Тобот и поселения Чох.
Дорога шла вдоль реки Тобот к Хунзаху.
Kavkaz (111)
Kavkaz (112)
Сам водопад расположен на Цолотлинском каньоне, куда река, собственно, и ниспадает. Примечательно, что встретили машину с карельскими номерами. Вот уж забрались!
Сам водопад большого впечатления не произвел. Думаю, что основной причиной является высокая температура за боротом. На высоте 600 метров было под 36 градусов. На такое жаре мало что радует. Надо снова выше, как можно выше!
Kavkaz (113)
Kavkaz (114)
Kavkaz (115)
Kavkaz (116)
После посещения местного магазина выдвинулись дальше в сторону поселка Чох.
Про дагестанские АЗС уже столько написано, что развивать тему не буду. Скажу, что ни одной брендовой заправки мы не встретили. Все подделка. Были и татнефтЪ и луККоил и лИкоил и рУсьнефть. Иногда сразу и не догадаешься в чем подвох и мы с любопытством гадали в чем скрыт нюанс каждой АЗС. Зная эту особенность, в Дагестане мы не заправлялись и запаса топлива хватило от Владикавказа до Чечни.
Kavkaz (118)
В районе Гоцатль можно было проехать грутновыми дорогами через Мураду на Гуниб, учитывая температуру воздуха, нам совершенно не хотелось этого делать. Чох же мы точно знали был высоко, порядка 1800 м. Поэтому мы сократили дорогу через Чалду и Гергебиль по асфальту.

А вот и п.Чох. Он древний и красивый. Считается, что Чох — старейшее поселение Дагестана.
Kavkaz (119)
Kavkaz (120)
Мы решили попытать удачу и встать на стоянке, которую присмотрел заранее. Удача нам улыбнулась и не доезжая Согратль нашли отворотку к реке Цамтичай. Только распаковались и заварили чай, как подъезжает машина и из нее выходит горец нам на встречу. Приехали — подумали мы. Подошел к нам и говорит: я — Гамзат, это моя земля. Начало не предвещало ничего хорошего. Дальше же все вышло наилучшим образом: мы сообщили кто мы и откуда, он разрешил остаться на этом месте сколько угодно, если мы вывезем за собой мусор, что мы и так всегда делаем.
Kavkaz (121)
Kavkaz (122)
Ночь для меня прошла спокойно, Владимир Владимирович в палатке сходил с ума от шума реки и с 3х утра уже не спал. Есть плюсы ночевки в машине.
День шестой начался как обычно около 6 утра. Решили постоять в прохладе у реки хотя бы до обеда. Организовали банный день, точнее утро, да, все-таки утро. Могу сказать смело, походный душ — вещь! Главное быстро полотенцем работать, поскольку комары налетают быстро на чистых туристов.
Владимир Владимирович успел даже вздремнуть пока ходил по берегу реки со штативом.
Kavkaz (125)
Kavkaz (124)
Kavkaz (123)
Пообедав, собрали пожитки и двинулись в сторону перевала Вачи-Тпиг.
SKavkaz_Map_8
В районе Шангода видим красивейшие аулы: Шилти либо Палисма.
Kavkaz (126)
Kavkaz (127)
Kavkaz (128)
Дома как будто жмутся друг к другу на скалах. Мой двор – твоя крыша. Это Дагестан.
В районе Кумуха пошли альпийские луга, и Дагестан предстал для нас в других красках.
Kavkaz (130)
Kavkaz (131)
Kavkaz (129)
Кстати, 33 колесо на трехтонной машине при 1.5 атмосферах хорошо плющится. По скальнику можно было ездить только на таком давлении, не больше.
Kavkaz (132)
Кумух обнесен крепостной стеной.
Kavkaz (133)
И даже тут можно встретить великолепные ворота. Пусть даже за ними еще нет дворца.
Kavkaz (134)
Недаром перевал Вачи-Тпиг считается местом обязательным для посещения. Дагестан наконец-то стал нравиться.
Kavkaz (135)
Стоит отметить, что Владимир Владимирович любил ездить в маске, чтобы горячее кавказское солнце не обжигало северную кожу. Мы едва не заработали себе неприятности этим фактом. Едем через Вачи по узкой улочке, и на встречу выезжает полицейский уазик. У нас в салоне — один в оливе, а другой — в горке и в маске. Говорю – снимай скорей! И маска с лица быстро снята. На этот раз обошлось. Страшно подумать, что могло бы нас ожидать.
Kavkaz (136)
Так выглядит Владимир Владимирович в маске
Kavkaz (171)
Заночевать остановились за Кули на высоте 2000 метров на склоне горы. Внизу поля с картошкой. Вокруг альпийский луг. У меня аллергия на дикорастущие цветы. Романтика снова пришла!
После захода солнца.
Kavkaz (137)
Вокруг наступает горная магия.
Kavkaz (139)
Все хватают штативы и щелкать-щелкать-щелкать.
Kavkaz (141)
Kavkaz (142)
По правде, эти два снимка сделаны утром. Вечером почти ничего не получилось. Но щелкали много и очень усердно.

День седьмой мы провели неожиданно.
Сначала мы обнаружили насекомых на колесе, которые решили, кто канистра – это их новый домик.
Kavkaz (140)
Отъехали от Кули буквально 40 км и преодолев перевал увидели пейзаж как с картинки.
Перевал Вачи-Тпиг он же Чирагчай.
Kavkaz (143)
Kavkaz (144)
Kavkaz (146)
Помните, говорил про мусор в Дагестане? Специально не стал убирать из кадра.
Kavkaz (145)
Чуть ниже верхней точки перевала вдоль реки Чирагчай.
Kavkaz (147)
Kavkaz (149)
Kavkaz (148)
Проехав еще пару километров приметили место у реки Чирагчай и посовещавшись встали на стоянку. Полноценных дневок до этого не было и мы решили это восполнить. Шли по маршруту быстрее графика, поэтому сегодняшний день был самым коротким по пробегу, всего чуть более 40 км. Высота стоянки около 2400 метров. Учитывая, что стоянка находилась буквально в 100 метрах от дороги, нас это мало беспокоило. Бешеный трафик в 7 машин за весь день мы пережили стоически. Даже днем вздремнули на пару часов под тентом. Прохладный горный ветерок способствовал хорошему сну после обеда.
Kavkaz (150)
Да, наконец-то мы нашли место, где можно потренироваться в съемке квадрокоптером. Коптер вместе с камерой было бы очень жалко потерять в ущельях.
Kavkaz (151)
Фотоохота на порожки реки закончилась безоговорочной победой команды «опытных туристов».
Kavkaz (153)
Kavkaz (154)
Kavkaz (155)
Kavkaz (156)
К вечеру мы заметили крупного пса, который охотился на нас или на нашу еду. Стоило только отвернуться, как он начинал подползать к нам с подветренной и солнечной стороны. Только посмотрим в его сторону, он тут же лежит, как ни в чем не бывало. Решили убрать всю еду на всякий случай, про ночь и не говорю. Съест и не подавится.
Kavkaz (152)
Kavkaz (157)
Вечером температура упала ниже 10 градусов. Мы хотели прохлады и мы ее получили!
Облака гуляли по ущелью со стремительной скоростью.
Kavkaz (158)
Владимир Владимирович готовился к самообороне в случае визита собаки. Ему спать в палатке. Я же, раздумывая, прокусит собака шины или нет, уснул.
Kavkaz (159)
Утро восьмого дня нас встретило не голодной собакой, а голодными коровами! Проснулись мы от задорного мычания и рогатых теней вокруг нас. Мы оказались окружены стадом. Тут же подлетел ваз седьмой модели, из него выскочил чабан и начал рьяно их прогонять. К сожалению, не запомнил, как зовут столь уважаемого человека. Он поведал о местной специфике, в том числе, что жители одного села не понимают жителей другого села, поскольку это разные народы и общаются они между собой только по-русски. Широка страна моя родная, тут это особенно концентрированно.
Дальнейшие размышления о маршруте нас выводили либо к Сулакскому каньону, либо к одиноко стоящему бархану. Учитывая, что температура в низинах была для нас запредельная, желания туда ехать не было совсем.

Оставалось два обязательства по Кавказу и их надо выполнить. Первое — это купить мед, второе — купить папаху нашему горячему северному другу. У него близился день рождения и папаха была, на мой взгляд, наилучшим подарком. Пока ее найти не удавалось. Бурочный комбинат, который подсказал Альви мы давно проскочили, да и не был он открыт в то время. Значит надо ехать в Махачкалу. Туда ведет только одна дорога через границу с Азербайджаном.

Опытный читатель вспомнит про высокогорное село Куруш. Изначально мы его планировали посетить, нюанс заключается в том, что пропуска пришли в Москву через 3 дня после нашего отъезда. Поэтому Куруш мы посетить не смогли.

Перевал идет все больше и больше на снижение.
Kavkaz (160)
Попадаются разрушенные аулы.
Kavkaz (161)
Kavkaz (162)
Kavkaz (163)
После кизяков, аккуратно уложенных рядами, стало понятно, чем местные жители топят свои печурки в прохладное время года.
Kavkaz (164)
Kavkaz (167)
В какой-то момент останавливаемся, чтобы дежурно достать фотоаппарат и застываем на несколько секунд . Место не доезжая Тпига. Практически заставка из Windows.
Kavkaz (165)
Kavkaz (166)
Постепенно выбираемся к Каспийскому морю.

Жара усиливается. Нас тормозят на КПП в районе Дагестанских огней, регистрация документов, осмотр машины — все как обычно. На КПП узнаем, что сюда часто возят папахи, увы, сейчас все кончились. Едем дальше в Махачкалу. Поплутав по Махачкале мы нашли папаху, и прикупили газа для плитки. Расход газа за поездку был в 2 раза выше, чем предполагал. Видимо высокогорье сказывается. Обычно баллона хватало на два дня, а сейчас только на один. Буду иметь в виду в следующий раз.

Постояли в пятничных вечерних пробках Махачкалы. 37 градусов жары. Патрол начал неспешно греться, температура в пробках растет до непривычных 86 градусов. Пора выбираться отсюда.
В KFC народ очень дико смотрел на человека в горке. Владимир Владимирович был неотразим. Своей оливой решил уже не портить окончательно аппетит посетителям.

Добравлись до Чечни и перед Шаами-Юрт заночевали в поле. Время еще есть, несколько дней. Провели вечер в размышлениях, как провести их с толком. Маршрут уже закончился. Начинаю читать известных мне людей, кто бывал на Кавказе и, нахожу интересные точки в Кабардино-Балкарии — район Приэльбрусье. Всегда хотелось посмотреть на Эльбрус!

Девятый день мы встали очень рано, чтобы проскочить в Кабардино-Балкарию по прохладе.
SKavkaz_Map_11
Есть воспоминание, что обеда не было. В Ингушетии нас привычно проверили и уже к часам 12 дня мы были в населенном пункте Тырныауз.

Сразу чувствуется, что этот регион — очень туристический. Дорога асфальтированная, много машин с центрально-европейскими номерами.
Kavkaz (168)
Kavkaz (169)
Kavkaz (170)
Отсюда мы начали забираться на перевал в сторону Джилы-су
SKavkaz_Map_11_1
Kavkaz (174)
Резина начала сдавать. Все больше порезов и отверстий в резине. Некоторые до корда.
Kavkaz (172)
Дорога вела раньше к ГОКу, который занимался добычей вольфрама.
Kavkaz (177)
Kavkaz (176)
Kavkaz (175)
Дорога не была суровой однако мы умудрились сломать стойку переднего стабилизатора. Подвеска сложилась максимально, и поскольку стабилизатор был удлинен больше чем следовало, произошел облом стойки. Будем править дома.
Kavkaz (189)
Окружающие скалы сразу нам понравились. Видно ледники. Хотя и высота небольшая, порядка 3-3.5 км на их уровне.
Kavkaz (178)
Kavkaz (179)
Kavkaz (180)
О ГОКе узнали от геологической экспедиции, которая работает на перевале. Начальник экспедиции Александр нам поведал, что указом Дмитрия Анатольевича Медведева начались работы по восстановлению ГОКа. В СССР это было единственный комбинат, где добывался вольфрам.
Kavkaz (182)
Kavkaz (183)
Kavkaz (184)
Kavkaz (186)
Встали к 14.20 чуть ниже экспедиции на обед. Обед плавно перерос в ужин.
Kavkaz (187)
Довольный Владимир Владимирович бегал и фотографировал облака, пока они были ниже нас.
Kavkaz (188)
Внезапно погода стала портиться и нас накрыло облаками. Сразу вспомнился мультик про ежика. Ежииииик!

Сотовая связь была, но только на краю, иначе вышка из Тырныауз не добивала.
Kavkaz (190)
Что делать в облаке в горах? Фотографировать все, что кажется необычным. Нечасто случается такой опыт.
Kavkaz (191)
Kavkaz (194)
С левого края дороги у скалы находились большие камни, стало любопытно, они сами упали или им помогали. Вопрос возник в связи с тем, что машина и палатка были как раз напротив этих камней.
Kavkaz (192)
Kavkaz (193)
Вообще было плохой идеей ночевать на перевале. Во-первых, примерно в час ночи поднялся сильнейший ветер, который активно раскачивал патрол. Меня это разбудило и откровенно напугало. Дело в том, что к машине привязана палатка Владимир Владимировича, который в это время вцепился через палатку в землю, и активно сопротивлялся ветру, не давая ему скинуть палатку ущелье. Об этом я узнал, конечно, утром. Меня же в то время посещали три мысли, то ли выпрыгивать из патрола, то ли все-таки дождаться пока ветер стихнет, то ли уезжать поскорее, последнее сделать было трудно, т.к. привязана палатка к колесам, да и ночью в такую погоду ездить, мягко говоря,опасно. Во-вторых, за складкой скалы громыхала еще и качественная гроза, что добавляло пикантности ситуации. Мы находимся практически на открытой местности, сильные порывы ветра, не понятно, что делать. За этими приятными раздумьями провел 1.5 часа, а ветер тем временем стих.
В 3 утра десятого дня сработал будильник и я сонный выпал из машины. Владимир Владимирович был уже в полном восторге от зарождающегося рассвета. А посмотреть действительно было на что.
Тырныауз на рассвете.
Kavkaz (196)
Облака за ночь опустились ниже нашей высоты, и рассвет красиво играл на снежной вершине.
Kavkaz (197)
Почуствуй себя в самолете.
Kavkaz (198)
Kavkaz (202)
Kavkaz (203)

И только успевай щелкать затвором.
Kavkaz (199)

Много ли надо человеку для счастья. Всего лишь проснуться выше облаков.
Kavkaz (200)

За несколько часов картина менялась множество раз. Облака начинали стремительно гулять по ущельям подогреваемые лучами солнца.
Kavkaz (201)
Kavkaz (204)
Kavkaz (205)
Наш завтрак начинал затягиваться, такое пропустить было нельзя.
Kavkaz (207)
Kavkaz (208)
Топографическая карта подсказывает, что снежная вершина это или Кыртык или Бодурку или Айрыташ. Мне доподлинно не известно .
Kavkaz (210)
Kavkaz (211)
Kavkaz (217)
Рассвет набрал силу и облака, нагретые солнцем, сгущались
Kavkaz (212)
Kavkaz (213)
Kavkaz (214)
Kavkaz (215)
Kavkaz (219)

Владимир Владимирович никак не мог доесть завтрак. Преодолевая высоту 2800 метров, разреженный воздух и слабость после бессонной ночи он из последних сил фотографировал и фотографировал шедевры. А мне в последствии разбирать и разбирать его шедевры.
Kavkaz (209)
Kavkaz (220)

Натворив шедевров и доев завтрак выдвинулись покорять Эльбрус. Хотя бы с фотоаппаратом для начала и без восхождения. До Джилы-су через перевал Джаурген и Шаукам было неспешных 2 часа 20 минут. Дорога, конечно, слегка намокла за ночь, да и камушки местами крутоваты для 33х колес. Стоит отметить, нас изрядно раскачивало без переднего стабилизатора.
Скалы, снег, облака – сурово и притягательно.
Kavkaz (222)
Kavkaz (223)
Kavkaz (224)
Kavkaz (225)
Дорога в облака.
Kavkaz (226)
Облака тем временем темнели, что предвещало дождь.
Kavkaz (227)
Хибара чабана с солнечной батареей. Блага цивилизации добрались и до глухих уголков.
Kavkaz (228)
Kavkaz (229)
Почти перед выездом к Эльбрусу навстречу выехал воронежский сафарь, и из него выбралось 5 человек. Они только начали свой путь по Кавказу в сторону Владикавказа.
Kavkaz (230)
Интересно, сколько у них тогда с собой вещей и как все это в него поместилось. Кстати он тоже на 33х. Лифт явно выше.
Kavkaz (231)
Обменялись приветствиями, впечатлениями и выехали к Эльбрусу. Увы, дождливые тучи скрыли величественную вершину. Дорисуйте в воображении Эльбрус.
Kavkaz (232)
Вокруг все затянуло тучами.
Kavkaz (233)
Kavkaz (234)
Дождь зарядил основательно, стало понятно, что сегодня мы его точно не увидим и, судя по прогнозу, в течение нескольких дней так же шансов нет. Стоять под дождем лагерем с остальными в долине нарзанов совершенно не хотелось и мы поехали в сторону Кисловодска.
Можно было проехать кольцом чуть в обратную сторону на северо-восток на плато Кинжал, много что можно было. Только часть Кабардино-Балкарии была экспромтом и не планировалась изначально.
Kavkaz (235)

Выехав из национального парка Приэльбрусье, свернули на грунтовку и начали второй завтрак, он же обед, он же небольшой отдых. Пока мы готовили нехитрый обед, подъехал чабан и со словами: держите, вам приготовил покушать — преподнес нам целую кастрюлю жареных булочек в масле и миску с домашним сыром. Мы от такого угощения потеряли дар речи. Для нас это было очень неожиданно.
Стоит упомянуть, что булочки были вкусные и ели их несколько дней.Названия булочек не запомнил. Что-то среднее между лепешками и булочками. Внутри просто тесто.
Сыр ушел раньше, во-первых, его было меньше, да и во-вторых, портился он быстрее в силу своей специфики.
Перед Кисловодском остановились купить меда. Резкий запах колодок ударил в нос как только вышли из машины. Увидели дым с передних тормозов. Колодкам досталось на спуске с перевала. Патрол совершенно не тормозит на 2 передаче, а на первой спускаться очень некомфортно. Буду думать что делать в таких ситуациях.

Кисловодск удивил своей умиротворенностью, а его окрестности — хорошими хвойными лесами. Взял на заметку на будущее. Может получиться отличное место под стоянку. К вечеру доехали почти до Ростова и заночевали как обычно в поле.

За одиннадцатый день мы преодолели 1100 км по трассе М4 и вернулись в Москву к 19 часам вечера. А дальше: прийти в себя после перегона, разгрузить машину, остановиться на мысли, как некомфортно в духоте и газах и срочно уехать в Карелию на остаток отпуска.
Вернусь ли еще раз на Кавказ? Думаю — да, и не раз. Дагестан остался почти не посещенным, самые красивые горные районы лежали южнее нашего маршрута, плюс Кабарда, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия — сколько всего прекрасного и удивительного предстоит еще посетить на Северном Кавказе.

Машина прошла маршрут отлично, не сравнить с прошлогодней поездкой на Южный Урал. Учтены ошибки в подготовке, что свело поломки к минимуму. По существу, кроме стойки стабилизатора ничего и не повредили. Шинам сильно досталось за поездку. Они доживали и так свой последний сезон, теперь же почти в каждом колесе хорошие повреждения. Однако не спускают и довезли домой без инцидентов.

Немного сухих цифр: за поездку прошли 4852 км, из них порядка 600 км по грунтовках и горным дорогам. Расход колебался от 12-13 л на трассе до 17 л по грунтовым дорогам. В горах точно измерить не представлялась возможным. Местами было и 30 и 50 л на 100 км, а где-то и 6-8л при спуске с перевала, например.

Всем рекомендую съездить на Северный Кавказ. Стоит побывать! Красота Кавкаща и радушие жителей никого не оставят равнодушными.

Rhino сентябрь 2017.




Добавить комментарий