Подготовка к путешествию. Краткое пособие.

Подготовка к автомобильному путешествию.

Давайте посмотрим, из чего состоит подготовка к путешествию?
На мой взгляд, основные пункты:
1. Составление маршрута
2. Подготовка внедорожника
a. Техническое состояние
b. ЗИП
c. Внедорожное снаряжение
3. Лагерное оборудование
4. Личное снаряжение
5. Фото-видео снаряжение

Сразу скажу, что зимние путешествия остаются за кадром, поскольку таковой опыт у меня отсутствует в настоящее время.

Составление маршрута

Трезво оценивайте свои возможности, пожалуй, это залог успешности путешествия! Пускаться в эпическое преодоление сложных перевалов поначалу не стоит. Главное постепенность и последовательность, как и в любом другом деле. Наша широкая страна предоставляет огромный выбор интереснейших мест, и это же порождает первую проблему – время, которое требуется чтобы доехать до места и вторую – доступность интересного места. Основными мекками автомобильного туризма можно назвать следующие направления: Карелия, Кольский полуостров, Русский север в Архангельской области, Южный и Северный Урал, Алтай, Байкал, Магадан, Крым, Адыгея, республики Предкавказья и Большого Кавказа. Если добавить ближнее зарубежье, то это Абхазия, Грузия, Армения, Казахстан, Киргизия, Монголия. Безусловно, это лишь капля в море того, что можно посетить.

Для начала, откуда можно почерпнуть информацию для составления маршрута. Прежде всего, это отчеты других путешествий. Так же существует множество ресурсов в виде соц.сетей, профессиональных сообществ, youtube каналов и т.п.

Второе – это треки путешественников, которые вместе с комментариями владельцев треков составляют невероятную помощь при составлении маршрута.

Третий – работа с местными жителями и внедорожными сообществами, только они могут подсказать интересные места и секретные тропы.

Обычно после сбора информации о предполагаемом месте путешествия начинается работа с картами.
Как это происходит? На google карту наносим точки, которые хотим посетить. Для определения координат берем wikimapiа, включаем спутниковый слой и смотрим нужные нам точки. Как правило, в описании можно почерпнуть много интересной информации, фотографий и часть точек уже отсеивается по причине недоступности либо не интересности. На спутниковом слое хорошо видны тропы и дороги, ведущие к точкам. Используем эту информацию как основу для маршрута.
После нанесения всех точек на google карту составляем маршрут, соединяя точки так, чтобы маршрут получился целостным и наиболее оптимальным с точки зрения времени и расстояния.
Проверяем выбранный google маршрут с имеющейся информацией из треков и спутниковых карт. Маршрут в идеале должен получиться кольцом. Это исключит ненужные перегоны по нескольку раз по одним и тем же дорогам.

Ниже пример маршрута по Киргизии от небезызвестного путешественника на google картах.

Карта маршрута по Киргизии ( желтым облегченным вариант)

После нанесения маршрута на карту google расписываем по дням перегоны и стоянки с указанием координат и примерного расстояния от предыдущей точки для собственного удобства.

Если в день будет уходить больше 400 км, стоит пересмотреть план маршрута, иначе будет копиться усталость и моральное удовлетворение от поездки начнет снижаться пропорционально росту усталости.
На мой взгляд, допустимы перегоны по 1000 км. в день в начале и в конце маршрута если график не позволяет разбить на 2 дня 1000 км.

Ниже пример маршрута по Уралу (неоптимизированного с точки зрения кольца)
1) Москва.
2) Казань (800 км).
3) Уфа (550 км).
4) Инзерские зубчатки.
Координаты: 54°16’14″N 58°22’27″E
Дорога 310 км от Уфы. Заезд с Тирлянского.

5) Большой Шатак.
Координаты: 53°41’56″N 57°38’14″E
Заезд Авзян, выезд или Улуелга или Кагарманово.
Дорога 280 км от Уфы.
Дорога 21 км От Авзяна лесной дороги.

6) Атышcкий водопад.
Координаты: 54°33’20″N 57°16’15″E
От УФЫ 140 км. Подъезд только до поселка Верхние Лемезы, от которого по тропе можно дойти до водопада (10 км).

7) Нургуш.
Координаты: 54°47’32″N 59°5’15″E
Нужен Большой Хребет. До Сибирка 240 км, дальше бездор, с каменистыми валунами.
По пути кордон “У трех вершин” 54°48’57″N 59°0’8″E.

8) Мамбет скала (дорога вдоль реки).
Координаты: 53°58’20″N 57°3’49″E
от Уфы 180 км примерно. Заезд с Медима и до Толпарово (~ 18 Бродов).

9) Казань (550 км).

10) Москва(800 км).

Очень внимательно стоит изучить наличие АЗС по маршруту, особенно если топливный бак небольшой. Можно дополнительно на карту нанести АЗС и постараться проверить до выезда используя открытые источники действительно ли эти АЗС функционируют. Вопрос с АЗС встает остро при наличии больших участков путешествия по местности вдалеке от цивилизации особенно на участках без асфальтового покрытия.

Подготовка внедорожника

Прежде всего, осмотр и ремонтные работы пора начинать хотя бы за 2 месяца до старта путешествия. На это есть несколько причин.
Podgotovka_1

Первая причина — требуется время успеть исправить недостатки по состоянию автомобиля и вторая — обкатать исправления, которые могут потребовать последующего ремонта. Идеальный сервис найти сложно, более того в ходе ремонта автомобиля могут быть обнаружены скрытые повреждения.

Исключен ремонт или тюнинг в последнюю ночь, как правило, это приводит к последующим техническим проблемам на маршруте.

Что должно быть проверено? Убедитесь, что в вашем чек листе присутствуют
• Состояние подвески (сайлентблоки в продольных и поперечных тягах, амортизаторы).
• Состояние рулевого управления ( демпфер, рулевые тяги, наконечники).
• Состояние мостов (люфты подшипников, подтеки сальников, шумы)
• Состояние карданов (шлицевое соединение, крестовины).
• подтеки и шумы РК/МКПП/АКПП/Двигателя
• Состояние навесного оборудования на двигателе (генератор, помпа, вакуумник, компрессор) , нет ли шумов и люфтов, состояние приводного ремня, натяжителя ремня, роликов.
• Состояние аккумуляторов.
• Состояние радиаторов и охлаждающих линий.
• Состояние тормозных линий и суппортов с колодками.
• Состояние лебедки, обязательная ревизия соленоида и очень желательно лебедки, если давно туда не заглядывали.
• Состояние электрики, нет ли коротких замыканий в цепях, все ли приборы работают, особенно критично стоит отнестись к цепям ответственным за работу двигателя, акпп, головный свет и габариты.

Все, что вызывает подозрение — лучше заменить.
Podgotovka_2

Список ЗИПа приведен в Приложении 1.

Основным моментом является время путешествия и автономность. Чем больше оба параметра, тем больше придется взять. Так же по вашему опыту и опыту ваших коллег по форумам можно понять, что является слабым звеном в используемом внедорожнике. На моей практике по двум автомобилям из серьёзных поломок был разрыв заднего моста (заводской брак) и проблемы с амортизаторами, все остальное работало в штатном режиме.
Встречал экипажи, путешествующие налегке, вполне допустимо, если автомобиль с завода и ресурс деталей еще 100%. Во всех остальных случаях, на мой взгляд, определенный ЗИП иметь необходимо.

Что брать с собой из внедорожного снаряжения? Об этом уже писал здесь, обязательным минимум будет лебедка, особенно если вы едете одной машиной.

1) Лебедка — ваша страховка на непредвиденный случай. Обязательно ее проверьте перед выездом несколько раз.
2) Добавлю хайджек вторым пунктом, если ваш автомобиль можно им поднимать и обязательно обыкновенный домкрат, зачастую при помощи него поменять колесо на трассе гораздо проще, чем джеком.
3) Как минимум одна канистра с топливом — неприкосновенным резервом внутри или снаружи автомобиля.
4) Сандтреки — зависит от сложности маршрута и местности, в горы их брать не имеет большого смысла, в пустынной же местности — наоборот.
5) Обязательно иметь комплект тросов, шаклов, удлинителей.
6) Не обойтись и без мощного компрессора, поскольку при наличии грейдеров, особенно каменистых работа с давлением в шинах может быть несколько раз за день, а то и чаще.
7) Навигация. Здесь может быть множество решений. На общих дорогах использую Яндекс, на бездорожье Google и Garmin в параллели.

Podgotovka_3

Список возимого снаряжения в Приложении 2

Лагерное оборудование
Учитывая, что перевезти на машине можно существенно больше, чем взять в пеший поход, это расслабляет и зачастую начинается процесс закидывания всего, что только попадается под руку. Главный принцип — целесообразность. Действительно ли все, что вы берете — вам пригодится, и будет использоваться?

Необходимый минимум – это приготовление еды, обогрев вне машины, сон, отдых после езды и пеших выходов и защита от непогоды. Обязательно наличие мусорных пакетов. Сохраним природу чистой, вывоз мусора, включая консервные банки – по умолчанию.

Для приготовления пищи достаточно газовой плиты с запасом баллонов. Как правило, одного баллона хватает на 2 дня работы. При активной дневке можно и за 1 день опустошить баллон. Отличным подспорьем является переходник на советские 5 л баллоны, от которого можно баллоны типа Kovea заправлять. Проверено, работает!
Готовить удобнее на столе, для этого подойдет компактный раскладной стол, занимающий в машине минимум места. Наиболее компактен стол, у которого верхняя часть скручивается в рулон. Ниже фотография как раз неудобного стола, который складывается книжкой.
Podgotovka_4

Для обогрева, особенно в весенне-осеннее время необходим костер либо очень теплая одежда. По костру требуется минимум топор и на выбор средства для розжига: от спичек до газовой горелки.

Для отдыха берите полноценное складное кресло, на табуретке или бревне душевно не посидеть за кружкой теплого чая.

Для защиты от дождя, снега или жары необходим тент. Маркиза идеальное решение, жаль цена вопроса оставляет грустные эмоции. Неплохим выходом будет закрепить тент к экспедиционному багажнику.

Обязательным пунктом является наличие воды. Имейте в запасе ежедневно порядка 4-5 бутылок по 5 л. питьевой воды.

Основной список лагерного оборудования в Приложении 3.

Личное снаряжение
Под личным снаряжением подразумеваются одежда, обувь, документы, переносная связь, а так же комплект носимого снаряжения на случай серьёзной или необратимой поломки внедорожника, необходимый чтобы добраться до цивилизации. Как правило, все это помещается в сумку и небольшой рюкзак.
Полный список в Приложении 4.

Фото-видео снаряжение
Список, да и наличие в принципе зависит от ваших возможностей и целей путешествия. Каждый подбирает под свой вкус и бюджет Учитывая объем видеоматериала, ежедневно требуется скидывать данные на внешний носитель, приходим к пункту по наличию ноутбука и внешнего диска. Несколько раз в неделю фото видео технику нужно заряжать, лучше это делать на перегонах либо в крайнем случае на дневках от инвертора 12-220 В, либо же от USB розеток в машине, если техника поддерживает данный формат.

Podgotovka_5

Комментарий к приложениям.
+ в наличии
— требуется пополнить

Приложение 1 ЗИП
+Масла для мотора, коробок, мостов, антифриз, торм.жидкость на долив
+Натяжитель ремня генератора
+Ремень
+Воздушный фильтр
+Масляный фильтр
+Топл.фильтр
+Съемник топл.фильтра
+2 метра топл.шланга на 10-12мм
+Шланг на 8 мм 1 м
+Шланг на 5 мм 1м
+Хомуты на топл.соединения
+Хомуты на патрубки радиатора и интеркуллера.
-Патрубки радиаторов
+Крышка радиатора и бачка
+Подкачивающий насос
+Генератор
+Стартер
+Маф сенсор
+Запасные реле патрола, доп.оборудования.
+Предохранители патрола, доп.оборудования.
-Сенсор давления масла low/high
-Температурный.датчик
+Крестовины кардана (1 передняя, 1 задняя)
-Шрусы передние
-Подшипники ступиц
-Комплект сальников моста
-Тормозной шланг (самый длинный)
-Тормозная трубка (самая длинная)
+Вальцеватель тормозных трубок.
+Рулевая тяга передняя.
+Рулевая тяга задняя.
+Амортизаторы
+Комплект резинок амортизаторов.
+Комплект шайб амортизвторов
+Комплект гаек амортизаторов
+Колесные гайки (4 штуки)
+Шпильки по 2 на передние и задние колеса
+Тормозные колодки передние
+Тормозные колодки задние
-Рем.набор тормозов передний
-Рем.набор тормозов задний
+WD40/проникающая смазка
+МС1600 для тормозов
+Смазка для контактов (проводящая и диэлектрик)
+Смазка для карданов
+Шприц для крестовин
+Шприц для залива масла
+Запасные лампы головного света (в доп.фары тоже)
+Набор запасных ламп фонарей и указателей
+Комплект для ремонта проколов
+Армированный скотч
+Хороший клей
+Холодная сварка (поксипол)
+Омывающая жидкость по сезону
+Изолента
+Термоусадки
+Клеммы и обжим
+Тройник на прикуриватель
+Болгарка
+Паяльник
+Припой
+Канифоль
-Сварка
+Горелка
+Кувалда
+Набор инструментов
+Баллонный ключ и домкрат
+Динамометрический ключ

Приложение 2 Внедорожная экипировка
+Лебедочный трос
+Лебедочный удлинитель
+Корозащитка
+Буксировочный трос
+Шаклы (1 маленький и 4 больших)
+Блок лебедки
+Рывковый трос
+Компрессор
+Перчатки для работы с тросом
+Пульт лебедки
+Лопата
+Хайджек
+Домкрат
+Подъем для хайджека за колесо
+Канистра для топлива 1шт.
+Воронка
+Стяжки грузовые 2 шт.
+Аварийный знак
+Огнетушитель 2л минимум 1 шт.
+Навигатор
+Крепление для навигатора

Приложение 3 Лагерное снаряжение
+Нож 2 шт.
+Топор большой
+Топор малый
+Точилка для ножей/топора
+Пила складная
+Репелленты от комаров и клещей в теплое время
+Влажные салфетки 2 упаковки большие
+Бумажные полотенца большой рулон
+Набор веревок 8 и 10 мм.
+Плитка газовая
+Газ 8 баллонов
+Канистра под техническую воду 20л
+Тент
+Стул
+Стол раскладной
+Душ в теплое время
+Подушка
+Спальник
+Коврик
+Наколенники
+Кастрюля
+Чайник
+Кружка
+Глубокая тарелка 2 шт.
+Набор ложка-вилка
+Фейри
+Мыло
+Губка
+Доска разделочная
+Холодильник мобильный
+Мусорные пакеты
+Набор USB кабелей
+Зарядка USB/220
+Инвертор
+Удлинитель/тройник 220
+Запас воды в 5литровых бутылках. 4-5 штук.

Приложение 4 Личное снаряжение
+Огниво и кресало
+Зиппо грелка в холодное время года
+Бензин для зиппо
+Запасной аккум. для телефона
+Внешний аккум. USB
+Компас
+Карты районов бумажные
+Ремень
+Жилетка
+Куртка теплая
+Флиска
+2 штанов и камуфляжная легкая куртка
+Комплект сменного белья
+Дождевик
+Сапоги кожаные с высоким берцом
+Кроссовки
+Сапоги резиновые
+Кепка
+Рюкзк для радиальных выходов
+Набор раций LPD/УКВ
+Мыльно-рыльные принадлежности
+Бритва
+2ое ключей от машины с брелками.
+Документы
+Аптечка (Мезим, нурофен гель, цитрамон, йод, перекись, бинты, лейкопластыри, терафлю, активированный уголь)